1. Общие положения 1.1. Положение о разработке, структуре и порядке утверждения дополнительной общеразвивающей программы в МАУ ДО «Хоринская ДЮСШ» (далее - Положение) разработано с учѐтом: Законодательных актов: • Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 №273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями, ред. От 02.07.2021) • Федерального закона от 24.06.1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями от 24 апреля 2020 года); • Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24.07.1998 №124-ФЗ (последняя редакция от 11.06.2021 № 170-ФЗ) Указов Президента Российской Федерации: • Указа Президента РФ от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» • Указа Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» Постановлений (Распоряжений) Правительства Российской Федерации • Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации// Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 №1726-р • Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. №996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» • Проект Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года • Паспорт федерального проекта "Успех каждого ребенка" (утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту "Образование" 07.12.2018 г., протокол № 3) • «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»// Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 Нормативных правовых документов и методических рекомендаций Министерства просвещения Российской Федерации • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 "Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей" (с изменениями 02.02.2021 г. № 38) • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам // Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 (с изм. от 30.09.2020) • Приказ Минтруда России от 05.05.2018 № 298н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых» Методических рекомендаций Министерства просвещения Российской Федерации • Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы») Устава и локальных актов учреждения (положения, приказы и т. п.) по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие: • правила приема учащихся; • режим занятий учащихся; • формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся; • порядок и основания перевода, отчисления и восстановления учащихся; • порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и учащимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся. 1.2. Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается ее самостоятельность в осуществлении образовательной деятельности: • самостоятельно устанавливает порядок/регламент разработки и реализации дополнительных общеобразовательных программ (ст. 12 273-ФЗ); • самостоятельно разрабатывает и утверждает дополнительные общеобразовательные программы (п. 5, ст. 12 273-ФЗ); • самостоятельно определяет содержание дополнительных общеобразовательных программ и сроки обучения (п. 4, ст.75 273-ФЗ), количество учащихся в объединении и формы организации образовательного процесса (п. 1, ст. 28 273-ФЗ); • самостоятельно выбирают учебно-методическое обеспечение, образовательные технологии по реализуемым ими образовательным программам (п. 2, ст. 28 273-ФЗ), формы обучения, формы аттестации и контроля. 1.3. Положение устанавливает единые требования к структуре и оформлению дополнительной общеразвивающей программы на основе дифференциации дополнительных общеобразовательных программ (п. 2, сг. 75 273-ФЗ), и не должны противоречить Методическим рекомендациям по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (включая разноуровневые программы); Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242. 1.4. Дополнительная общеразвивающая программа (далее Программа) - это нормативно-управленческий документ, отражающий содержание дополнительного образования, разработанный по одной из направленностей дополнительного образования и представляющий комплекс средств воспитания, обучения, развития обучающихся, реализуемый на основе имеющихся ресурсов (кадровых и материальных) в соответствии с социальным заказом. 1.5. Дополнительные общеразвивающие программы разрабатываются педагогами дополнительного образования самостоятельно с учѐтом нормативных документов, санитарных норм, требования современной педагогической науки (п. 1.1.). 1.6. Разработка образовательных программ осуществляется путем осуществления двух процессов: проектирование + конструирование: структура Программы составлена в определѐнной последовательности взаимосвязанных еѐ частей, содержание оформляется в учебном плане, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся» (п. 22 ст. 2 273-ФЗ). 1.7. Основные понятия, используемые в Положении: • Программа - комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы: пояснительная записка, цель, задачи, ожидаемые результаты, учебный план, содержание; комплекс организационно-педагогических условий, который представлен в виде календарного учебного графика, условий реализации программы, форм аттестации, оценочных и методических материалов, списка литературы и других источников. • Проектирование принято рассматривать как процесс построения общей схемы образовательной программы, а конструирование - как более детальную проработку этой схемы, как конкретизацию всех деталей с учетом реальных условий и современной ситуации. • Учебный план - документ, который определяет перечень учебных предметов (дисциплин), иных видов учебной деятельности по теоретическим и практическим часам с общим объѐмом часовой нагрузки на каждый год обучения. • Направленность образования - ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения дополнительной общеразвивающей программы (п.25, ст. 2 273-ФЗ • Содержание образования в объединениях ДЮСШ должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между участниками образовательных отношений, обучающимися независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей обучающихся, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. 1.8. Разработка и реализация дополнительной общеразвивающей программы строится на следующих основаниях: • свобода выбора дополнительных общеразвивающих программ и режима их освоения; • соответствие дополнительных общеразвивающих программ и форм дополнительного образования возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся; • вариативность, гибкость и мобильность дополнительных общеразвивающих программ; • ориентация на метапредметные и личностные результаты образования; • творческий и продуктивный характер дополнительных общеразвивающих программ. 1.9. Программы основываются на отечественных психологопедагогических идеях, а именно на системно-деятельностном подходе, обеспечивающем построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся. 1.10. В МАУ ДО «Хоринская ДЮСШ» (далее – ДЮСШ) реализуются преимущественно модифицированные дополнительные общеразвивающие программы с элементами авторства. Модифицированная программа — это программа, в основу которой, положена примерная (типовая) программа либо программа, разработанная другим автором, но измененная с учетом особенностей образовательной организации, возраста и уровня подготовки детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов. 1.11. Диагностические средства, используемые для выявления результатов, также разнообразны, и отражают заинтересованность всех субъектов образовательной деятельности в получении адекватной картины ее результативности - и со стороны педагога, и со стороны администрации, п со стороны родителей. Могут быть использованы как методы известных авторов, так и методы, разработанные самими педагогами самостоятельно. 1.12. Педагогические работники имеют право на: • творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля); • участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ (п. 3, 5, ст. 47 273-ФЗ). 1.13. По срокам реализации, Программы подразделяются с учѐтом уровней сложности: годичные программы от 72-144 часов/год, двухтрѐхгодичные от 144-216 часов, долгосрочные от 3-5 лет - могут варьироваться от 72-216 часов. 1.14. ДЮСШ вправе выдавать лицам, освоившим общеразвивающие программы, документы об обучении в соответствии с образцом и в порядке, которые установлены организацией (п. 15, ст. 60 273-ФЗ). 2. Содержание дополнительной общеразвивающей программы 2.1. Содержание и материал дополнительной общеразвивающей программы должны быть организованы по принципу дифференциации в соответствии со следующими уровнями сложности: «Стартовый». Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы. Дополнительные общеразвивающие программы с количеством часов: 216 часов (6 часов в неделю). Срок реализация: 1 год, 2 года. Возраст: 5-18 лет (разновозрастный). К стартовому уровню относятся адаптированные программы по обучению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов с количеством часов в учебный год ~ 72 часа (2 часа в неделю). Занятия могут быть организованы как совместно с другими обучающимися, так и индивидуально, на дому и дистанционно. «Базовый уровень». Предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы. Дополнительные общеразвивающие программы с количеством часов: 216 часов (6 часов в неделю). Срок реализации: от 1 года до 3-х лет. Возраст: 5 - 18 лет (разновозрастный). «Продвинутый уровень». Предполагает использование форм организации материала, обеспечивающих доступ к сложным (возможно узкоспециализированным) разделам в рамках содержательно-тематического направления программы. Также предполагает углубленное изучение содержания программы и доступ к около профессиональным знаниям в рамках содержательно-тематического направления программы. Дополнительные общеразвивающие программы с количеством часов: 216 часов (6 часов в неделю).Срок реализации: от 3-х лет до 5 лет. Возраст: 5-18 лет (разновозрастный). 2.2. Структура дополнительной общеразвивающей программы, соответствующая требованиям Федерального Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г. Структура дополнительной общеразвивающей программы включает следующие структурные элементы: • Титульный лист; • Комплекс основных характеристик программы; • Комплекс организационно-педагогических условий, включая формы аттестации. Титульный лист программы (лат. Titulus - «надпись, заглавие») - первая страница, предваряющая текст программы и служащая источником библиографической информации, необходимой для идентификации документа- наименование учредителя, образовательной организации, гриф «Принято» (Принята на заседании педагогического совета, дата, протокол №), «Утверждаю» с указанием ФИО руководителя, даты и номера приказа, название программы, направленность, адресат программы (возраст учащихся), срок ее реализации, уровень программы (стартовый, базовый, продвинутый), ФИО, должность разработчика(ов) программы, село и год ее разработки. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы: Пояснительная записка (общая характеристика программы с указанием нормативно-правовых документов) • актуальность программы своевременность, современность предлагаемой программы; • вид программы и отличительные особенности программы характерные свойства, отличающие программу от других, остальных; отличительные черты; • направленность программы - ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметное содержание; • адресат программы с указание возраста - характеристика учащихся, на которых рассчитана данная программа, их возрастные особенности, иные психолого-педагогические характеристики с учѐтом вида творчества; • объем программы - общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы; • срок освоения программы - определяется содержанием программы количество недель, месяцев, лет, необходимых для ее освоения; • формы обучения - очная, очно-заочная, заочная и дистанционная. • виды занятий -групповые, мелкогрупповые, индивидуальные. • режим занятий - периодичность и продолжительность занятий; Цель, задачи, ожидаемые результаты • цель - это стратегия, фиксирующая желаемый конечный результат; должна быть ясна, конкретна, перспективна, реальна, значима; • задачи — это тактика, те конкретные этапы реализации программы, суммарным выражением которых и является поставленная цель. При формулировании задач можно воспользоваться следующей их классификацией: обучающие, воспитательные, развивающие • ожидаемые результаты - совокупность знаний, умений и навыков, личностных качеств, компетенций, личностных, предметных и • • • № п/п метапредметных результатов, приобретаемых обучающимися по завершении освоения программы; уровневая дифференциация - психолого-педагогический аспект, обеспечение усвоения учебного материала в зоне ближайшего развития обучающегося на основе особенностей его субъектного опыта по уровням: стартового (репродуктивного), базового (продуктивного), продвинутого (творческого); способы и формы проверки результатов - оценочные средства и методы, позволяющие контролировать достижение заявленных результатов. Содержание программы: учебно-тематический план содержит название разделов и тем программы, количество теоретических и практических часов, формы аттестации (контроля), оформляется в табличной форме; «Название программы» ___________________уровень (1 год обучения) Учебно-тематический план Название раздела, темы Формы а ,тестации/кот роли Количество часов Всего Теория Практика 1 • 1.1 • 1.2 • Итого: • • • расширенный календарно-тематический план разрабатывается в форме таблицы по часам, с учѐтом даты и тем проведения учебных занятий. содержание учебно-методического плана — это реферативное описание разделов и тем программы в соответствии с последовательностью, заданной учебно-тематическим планом, включая описание теоретической и практической частей, форм контроля. Комплекс организационно-педагогических условий календарный учебный график - это составная часть дополнительной общеразвивающей программы, являющейся комплексом основных характеристик образования и определяет количество учебных недель и количество учебных дней, дата начала и окончания учебных периодов/этапов; календарный учебный график является обязательным • • • • приложением к дополнительной общеразвивающей программе и составляется для каждой группы ( ФЗ №273, ст.2, п.92; ст.47, п.5); условия реализации программы - описание методов и приемов работы в соответствии с особенностями содержания и обучающихся, материально-техническое обеспечение (помещения, площадки, оборудование, приборы); информационные и иные ресурсы; формы аттестации на основе критериев оценочных материалов: показатели качества реализации программы и методики; методические материалы - методы обучения, формы организации образовательной деятельности, педагогические технологии с указанием авторов, дидактические материалы. список литературы - включает основную и дополнительную учебную литературу (учебные пособия, сборники упражнений, контрольные задания, тестов); наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы). 3. Порядок принятия и утверждения дополнительной общеразвивающей программы 3.1. Дополнительная общеразвивающая программа рассматривается и принимается на педагогическом совете, утверждается директором Учреждения. 3.2. На титульном листе должен присутствовать гриф о рассмотрении и принятии программы с указанием номеров протоколов и даты рассмотрения; гриф об утверждении программы директором. 3.3. Коррективы в дополнительную общеразвивающую программу вносятся с учетом результатов мониторинга качества реализации программы, последних изменений в законодательстве, новых нормативных актов и документов. Внесенные изменения и дополнения в программе проходят процедуру рассмотрения, согласования и утверждения. 3.4. Экспертиза и утверждение вновь разработанных и откорректированных дополнительных общеразвивающих программ проводится до 1 сентября текущего года. В случае принятия на работу нового педагога в течение учебного года его образовательная программа рассматривается и утверждается на педсовете. 3.5. Только после утверждения дополнительной общеразвивающей программы директором Учреждения она может считаться полноценным нормативно-правовым документом и включается в учебный план Учреждения.