Положение о разработке, структуре и порядке утверждения дополнительной общеразвивающей программы

1. Общие положения
1.1. Положение о разработке, структуре и порядке утверждения
дополнительной общеразвивающей программы в МАУ ДО «Хоринская
ДЮСШ» (далее - Положение) разработано с учѐтом:
Законодательных актов:
• Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 №273-Ф3
"Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и
дополнениями, ред. От 02.07.2021)
• Федерального закона от 24.06.1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы
профилактики безнадзорности
и
правонарушений
несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями от 24 апреля
2020 года);
• Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации" от 24.07.1998 №124-ФЗ (последняя редакция от
11.06.2021 № 170-ФЗ)
Указов Президента Российской Федерации:
• Указа Президента РФ от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в
Российской Федерации Десятилетия детства»
• Указа Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях
развития Российской Федерации на период до 2030 года»
Постановлений (Распоряжений) Правительства Российской Федерации
• Концепция развития дополнительного образования детей в Российской
Федерации// Распоряжение Правительства Российской Федерации от
04.09.2014 №1726-р
• Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. №996-р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации
на период до 2025 года»
• Проект Концепции развития дополнительного образования детей до
2030 года
• Паспорт федерального проекта "Успех каждого ребенка" (утвержден на
заседании проектного комитета по национальному проекту
"Образование" 07.12.2018 г., протокол № 3)
• «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»// Постановление
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.09.2020 № 28
Нормативных правовых документов и методических рекомендаций
Министерства просвещения Российской Федерации

•

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 г. № 467 "Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей" (с
изменениями 02.02.2021 г. № 38)
• Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам // Приказ
Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196
(с изм. от 30.09.2020)
• Приказ Минтруда России от 05.05.2018 № 298н «Об утверждении
профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования
детей и взрослых»
Методических рекомендаций Министерства просвещения Российской
Федерации
• Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая разноуровневые программы»)
Устава и локальных актов учреждения (положения, приказы и т. п.) по
основным вопросам организации и осуществления образовательной
деятельности, в том числе регламентирующие:
• правила приема учащихся;
• режим занятий учащихся;
• формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации учащихся;
• порядок и основания перевода, отчисления и восстановления учащихся;
• порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения
отношений между образовательной организацией и учащимися и (или)
родителями (законными представителями) несовершеннолетних
обучающихся.
1.2. Образовательная организация обладает автономией, под которой
понимается ее самостоятельность в осуществлении образовательной
деятельности:
• самостоятельно устанавливает порядок/регламент разработки и
реализации дополнительных общеобразовательных программ (ст. 12
273-ФЗ);
• самостоятельно разрабатывает и утверждает дополнительные
общеобразовательные программы (п. 5, ст. 12 273-ФЗ);
• самостоятельно
определяет
содержание
дополнительных
общеобразовательных программ и сроки обучения (п. 4, ст.75 273-ФЗ),

количество учащихся в объединении и формы организации
образовательного процесса (п. 1, ст. 28 273-ФЗ);
• самостоятельно выбирают учебно-методическое
обеспечение,
образовательные технологии по реализуемым ими образовательным
программам (п. 2, ст. 28 273-ФЗ), формы обучения, формы аттестации и
контроля.
1.3. Положение устанавливает единые требования к структуре и
оформлению дополнительной общеразвивающей программы на основе
дифференциации дополнительных общеобразовательных программ (п. 2, сг.
75 273-ФЗ), и не должны противоречить Методическим рекомендациям по
проектированию дополнительных общеобразовательных программ (включая
разноуровневые программы); Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 №
09-3242.
1.4.
Дополнительная общеразвивающая программа (далее Программа)
- это нормативно-управленческий документ, отражающий содержание
дополнительного образования, разработанный по одной из направленностей
дополнительного образования и представляющий комплекс средств
воспитания, обучения, развития обучающихся, реализуемый на основе
имеющихся ресурсов (кадровых и материальных) в соответствии с
социальным заказом.
1.5.
Дополнительные общеразвивающие программы разрабатываются
педагогами дополнительного образования самостоятельно с учѐтом
нормативных документов, санитарных норм, требования современной
педагогической науки (п. 1.1.).
1.6.
Разработка образовательных программ осуществляется путем
осуществления двух процессов:
проектирование
+
конструирование:
структура Программы составлена в определѐнной последовательности
взаимосвязанных еѐ частей, содержание оформляется в учебном плане,
который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и
распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин
(модулей), практики, иных видов учебной деятельности и формы
промежуточной аттестации обучающихся» (п. 22 ст. 2 273-ФЗ).
1.7.
Основные понятия, используемые в Положении:
• Программа - комплекс основных характеристик дополнительной
общеразвивающей программы: пояснительная записка, цель, задачи,
ожидаемые результаты, учебный план, содержание; комплекс
организационно-педагогических условий, который представлен в виде
календарного учебного графика, условий реализации программы, форм
аттестации, оценочных и методических материалов, списка литературы

и других источников.
• Проектирование принято рассматривать как процесс построения общей
схемы образовательной программы, а конструирование - как более
детальную проработку этой схемы, как конкретизацию всех деталей с
учетом реальных условий и современной ситуации.
• Учебный план - документ, который определяет перечень учебных
предметов (дисциплин), иных видов учебной деятельности по
теоретическим и практическим часам с общим объѐмом часовой
нагрузки на каждый год обучения.
• Направленность образования - ориентация образовательной программы
на конкретные области знания и (или) виды деятельности,
определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие
виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам
освоения дополнительной общеразвивающей программы (п.25, ст. 2
273-ФЗ
• Содержание
образования
в
объединениях
ДЮСШ
должно
содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между участниками
образовательных отношений, обучающимися независимо от расовой,
национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности,
учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать
реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и
убеждений, обеспечивать развитие способностей обучающихся,
формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в
семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными
ценностями.
1.8.
Разработка и реализация дополнительной общеразвивающей
программы строится на следующих основаниях:
• свобода выбора дополнительных общеразвивающих программ и режима
их освоения;
• соответствие дополнительных общеразвивающих программ и форм
дополнительного образования возрастным и индивидуальным
особенностям обучающихся;
• вариативность,
гибкость
и
мобильность
дополнительных
общеразвивающих программ;
• ориентация на метапредметные и личностные результаты образования;
• творческий
и
продуктивный
характер
дополнительных
общеразвивающих программ.
1.9.
Программы основываются на отечественных психологопедагогических идеях, а именно на системно-деятельностном подходе,

обеспечивающем построение образовательного процесса с учетом
индивидуальных,
возрастных,
психологических,
физиологических
особенностей и здоровья обучающихся.
1.10.
В МАУ ДО «Хоринская ДЮСШ» (далее – ДЮСШ) реализуются
преимущественно модифицированные дополнительные общеразвивающие
программы с элементами авторства.
Модифицированная программа — это программа, в основу которой,
положена примерная (типовая) программа либо программа, разработанная
другим автором, но измененная с учетом особенностей образовательной
организации, возраста и уровня подготовки детей, режима и временных
параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных
результатов.
1.11. Диагностические средства, используемые для выявления
результатов, также разнообразны, и отражают заинтересованность всех
субъектов образовательной деятельности в получении адекватной картины ее
результативности - и со стороны педагога, и со стороны администрации, п со
стороны родителей. Могут быть использованы как методы известных авторов,
так и методы, разработанные самими педагогами самостоятельно.
1.12. Педагогические работники имеют право на:
• творческую инициативу, разработку и применение авторских программ
и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой
образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса,
дисциплины (модуля);
• участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных
планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов,
курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных
компонентов образовательных программ (п. 3, 5, ст. 47 273-ФЗ).
1.13. По срокам реализации, Программы подразделяются с учѐтом
уровней сложности: годичные программы от 72-144 часов/год, двухтрѐхгодичные от 144-216 часов, долгосрочные от 3-5 лет - могут
варьироваться от 72-216 часов.
1.14. ДЮСШ вправе выдавать лицам, освоившим общеразвивающие
программы, документы об обучении в соответствии с образцом и в порядке,
которые установлены организацией (п. 15, ст. 60 273-ФЗ).
2. Содержание дополнительной общеразвивающей программы
2.1. Содержание и материал дополнительной общеразвивающей
программы должны быть организованы по принципу дифференциации в

соответствии со следующими уровнями сложности:
«Стартовый». Предполагает использование и реализацию общедоступных
и универсальных форм организации материала, минимальную сложность
предлагаемого для освоения содержания программы. Дополнительные
общеразвивающие программы с количеством часов: 216 часов (6 часов в
неделю). Срок реализация: 1 год, 2 года. Возраст: 5-18 лет (разновозрастный).
К стартовому уровню относятся адаптированные программы по обучению
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов с
количеством часов в учебный год ~ 72 часа (2 часа в неделю). Занятия могут
быть организованы как совместно с другими обучающимися, так и
индивидуально, на дому и дистанционно.
«Базовый уровень». Предполагает использование и реализацию таких
форм
организации
материала,
которые
допускают
освоение
специализированных знаний, гарантированно обеспечивают трансляцию
общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического
направления программы. Дополнительные общеразвивающие программы с
количеством часов: 216 часов (6 часов в неделю). Срок реализации: от 1 года
до 3-х лет. Возраст: 5 - 18 лет (разновозрастный).
«Продвинутый
уровень».
Предполагает
использование
форм
организации материала, обеспечивающих доступ к сложным (возможно
узкоспециализированным) разделам в рамках содержательно-тематического
направления программы. Также предполагает углубленное изучение
содержания программы и доступ к около профессиональным знаниям в
рамках
содержательно-тематического
направления
программы.
Дополнительные общеразвивающие программы с количеством часов: 216
часов (6 часов в неделю).Срок реализации: от 3-х лет до 5 лет. Возраст: 5-18
лет (разновозрастный).
2.2. Структура
дополнительной
общеразвивающей
программы,
соответствующая требованиям Федерального Закона РФ «Об образовании в
Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г.
Структура дополнительной общеразвивающей программы включает
следующие структурные элементы:
• Титульный лист;
• Комплекс основных характеристик программы;
• Комплекс организационно-педагогических условий, включая формы
аттестации.
Титульный лист программы (лат. Titulus - «надпись, заглавие») - первая
страница, предваряющая текст программы и служащая источником
библиографической информации, необходимой для идентификации

документа- наименование учредителя, образовательной организации, гриф
«Принято» (Принята на заседании педагогического совета, дата, протокол №),
«Утверждаю» с указанием ФИО руководителя, даты и номера приказа,
название программы, направленность, адресат программы (возраст учащихся),
срок ее реализации, уровень программы (стартовый, базовый, продвинутый),
ФИО, должность разработчика(ов) программы, село и год ее разработки.
Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей
программы:
Пояснительная записка (общая характеристика программы с указанием
нормативно-правовых документов)
• актуальность
программы
своевременность,
современность
предлагаемой программы;
• вид программы и отличительные особенности программы характерные
свойства, отличающие программу от других, остальных; отличительные
черты;
• направленность программы - ориентация образовательной программы
на конкретные области знания и (или) виды деятельности,
определяющая ее предметное содержание;
• адресат программы с указание возраста - характеристика учащихся, на
которых рассчитана данная программа, их возрастные особенности,
иные психолого-педагогические характеристики с учѐтом вида
творчества;
• объем программы - общее количество учебных часов, запланированных
на весь период обучения, необходимых для освоения программы;
• срок освоения программы - определяется содержанием программы
количество недель, месяцев, лет, необходимых для ее освоения;
• формы обучения - очная, очно-заочная, заочная и дистанционная.
• виды занятий -групповые, мелкогрупповые, индивидуальные.
• режим занятий - периодичность и продолжительность занятий;
Цель, задачи, ожидаемые результаты
• цель - это стратегия, фиксирующая желаемый конечный результат;
должна быть ясна, конкретна, перспективна, реальна, значима;
• задачи — это тактика, те конкретные этапы реализации программы,
суммарным выражением которых и является поставленная цель. При
формулировании задач можно воспользоваться следующей их
классификацией: обучающие, воспитательные, развивающие
• ожидаемые результаты - совокупность знаний, умений и навыков,
личностных качеств, компетенций, личностных, предметных и

•

•

•

№
п/п

метапредметных результатов, приобретаемых обучающимися по
завершении освоения программы;
уровневая дифференциация - психолого-педагогический аспект,
обеспечение усвоения учебного материала в зоне ближайшего развития
обучающегося на основе особенностей его субъектного опыта по
уровням: стартового (репродуктивного), базового (продуктивного),
продвинутого (творческого);
способы и формы проверки результатов - оценочные средства и методы,
позволяющие контролировать достижение заявленных результатов.
Содержание программы:
учебно-тематический план содержит название разделов и тем
программы, количество теоретических и практических часов, формы
аттестации (контроля), оформляется в табличной форме;
«Название программы»
___________________уровень (1 год обучения)
Учебно-тематический план
Название раздела,
темы

Формы
а ,тестации/кот роли

Количество часов
Всего

Теория

Практика

1

•

1.1

•

1.2

•
Итого:

•
•

•

расширенный календарно-тематический план разрабатывается в форме
таблицы по часам, с учѐтом даты и тем проведения учебных занятий.
содержание учебно-методического плана — это реферативное описание
разделов и тем программы в соответствии с последовательностью,
заданной
учебно-тематическим
планом,
включая
описание
теоретической и практической частей, форм контроля.
Комплекс организационно-педагогических условий
календарный учебный график - это составная часть дополнительной
общеразвивающей программы, являющейся комплексом основных
характеристик образования и определяет количество учебных недель и
количество учебных дней, дата начала и окончания учебных
периодов/этапов; календарный учебный график является обязательным

•

•
•

•

приложением к дополнительной общеразвивающей программе и
составляется для каждой группы ( ФЗ №273, ст.2, п.92; ст.47, п.5);
условия реализации программы - описание методов и приемов работы в
соответствии с особенностями содержания и обучающихся,
материально-техническое
обеспечение
(помещения,
площадки,
оборудование, приборы); информационные и иные ресурсы;
формы аттестации на основе критериев оценочных материалов:
показатели качества реализации программы и методики;
методические материалы - методы обучения, формы организации
образовательной деятельности, педагогические технологии с указанием
авторов, дидактические материалы.
список литературы - включает основную и дополнительную учебную
литературу (учебные пособия, сборники упражнений, контрольные
задания, тестов); наглядный материал (альбомы, атласы, карты,
таблицы).

3. Порядок принятия и утверждения дополнительной
общеразвивающей программы
3.1. Дополнительная общеразвивающая программа рассматривается и
принимается на педагогическом совете, утверждается директором
Учреждения.
3.2. На титульном листе должен присутствовать гриф о рассмотрении и
принятии программы с указанием номеров протоколов и даты рассмотрения;
гриф об утверждении программы директором.
3.3.
Коррективы в дополнительную общеразвивающую программу
вносятся с учетом результатов мониторинга качества реализации программы,
последних изменений в законодательстве, новых нормативных актов и
документов. Внесенные изменения и дополнения в программе проходят
процедуру рассмотрения, согласования и утверждения.
3.4.
Экспертиза
и
утверждение
вновь
разработанных
и
откорректированных
дополнительных
общеразвивающих
программ
проводится до 1 сентября текущего года. В случае принятия на работу нового
педагога в течение учебного года его образовательная программа
рассматривается и утверждается на педсовете.
3.5. Только после утверждения дополнительной общеразвивающей
программы директором Учреждения она может считаться полноценным
нормативно-правовым документом и включается в учебный план
Учреждения.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».