Футбол Хоринск

Оглавление
1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
1.3. Содержание программы
2. Комплекс организационно педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Оценочные материалы
2.5. Методические материалы
2.6. Список литературы

1.Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основные характеристики программы:
Дополнительная общеразвивающая программа «Футбол» (далее Программа) реализуется в соответствии с нормативно-правовыми
документами:
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (статья 75, пункт 2) «Об
образовании в РФ» https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/75/
 Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до
2030
г.
и
плана
мероприятий
по
ее
реализации
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
04.07.2014 N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 ".
https://docs.cntd.ru/document/420207400
 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года
№ 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года»;
https://rg.ru/documents/2015/06/08/vospitanie-dok.html
 Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые
программы)».
https://summercamps.ru/wpcontent/uploads/documents/document__metodicheskie-rekomendacii-poproektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf
 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи"// Постановление Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020
№2. https://укцсон.рф/upload/documents/informatsiya/organizatsiya-otdykhai-ozdorovleniya-detey/3.%20%D0%A1%D0%9F%202.4.3648-20.pdf
 Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от
07.05.2020г. № ВБ – 976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной
деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных
общеобразовательных программ с применением дистанционных
образовательных технологий»
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73931002/
 Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 ―Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам‖
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/



Устав МАУ ДО «Хоринская ДЮСШ»
https://hordyussh.buryatschool.ru/upload/buryaschor_dyussh_new/files/f5/79/f5791e833c
772dc7641399ea89b98004.pdf

Актуальность:
Вот уже на протяжении 100 лет футбол является самым популярным
видом спорта. И это неудивительно. Ученые, анализировавшие огромное
количество матчей в игровых видах спорта обнаружили, что самое большое
количество элементов неожиданности и непредсказуемости встречается
именно в футбольных поединках.
Организация учебно-тренировочного процесса в МАУ ДО Хоринская
«ДЮСШ» осуществляется на основе современной методики обучения и
тренировки, освоения юными спортсменами тренировочных и
соревновательных нагрузок, достижения ими разностороннего физического
развития. Программа составлена с учѐтом необходимости реализации прав
и обязанностей спортсменов.
Программа учитывает нормативно-правовые акты, регулирующие
деятельность учреждений дополнительного образования физкультурноспортивной направленности и основополагающие принципы спортивной
подготовки, результаты научных исследований и передовой спортивной
практики.
Структура многолетней подготовки спортсменов
представляет
собой
единую организационно-педагогическую систему, состоящую из
последовательно
чередующихся этапов,
которые
находятся
в
неразрывной
связи
с
возрастными
и квалификационными
показателями юных спортсменов.
Обучение включает в себя следующие основные предметы:
Футбол
Направленность программы: физкультурно-спортивная
Адресат программы:
Младшие школьники: 7-10 (11) лет - срок реализации 1год 216часов
Средние школьники: 10 (11) – 14 лет - срок реализации 1год 216часов
Старшие школьники:14-17 лет срок реализации 1год 216часов
Младшие школьники: 7-9 (10) лет: ведущей становится учебная
деятельность.
В
психологии
ребенка
появляются
различные
новообразования, такие как развитие словесно-логического, рассуждающего
мышления, увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость,
развиваются навыки переключения и распределения. Дети данного возраста

имеют следующие особенности: импульсивность, желание действовать
быстро и незамедлительно, часто не подумав, не взвесив все обстоятельства.
В любых начинаниях, трудностях или намеченных целях у детей хорошо
выражена возрастная слабость волевой регуляции поведения.
https://multiurok.ru/blog/psikhologho-piedaghoghichieskaia-kharaktieristikadietiei-mladshiegho-shkol-nogho-vozrast.html
Средние школьники: 11–14 лет. Подростковый возраст обычно
характеризуют как переломный, переходный, критический, но чаще как
возраст полового созревания. Л. С. Выготский различал три точки
созревания: органического, полового и социального. Л. С. Выготский
перечислял несколько основных групп наиболее ярких интересов
подростков, которые он назвал доминантами. Это «эгоцентрическая
доминанта» (интерес подростка к собственной личности); «доминанта
дали» (установка подростка на обширные, большие масштабы, которые для
него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие,
сегодняшние); «доминанта усилия» (тяга подростка к сопротивлению,
преодолению, к волевым напряжениям, которые иногда проявляются в
упорстве, хулиганстве, борьбе против воспитательского авторитета, протеста
и других негативных проявлениях); «доминанта романтики» (стремление
подростка к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму).
https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/2015/12/14/psihologopedagogicheskaya-harakteristika-detey
Старшие школьники:15-18 лет. Ведущее место в учебной деятельности у
старших школьников занимают мотивы, связанные с самоопределением и
подготовкой к взрослой жизни. Главным становится поиск смысла жизни.
Ведь выбор профессии во многом определяет эти поиски. Да еще и
многопредметность нашего обучения. Школьники овладевают философией,
они стремятся познать окружающий мир, выявить основные его
закономерности. Знания являются основой для формирования отношения
школьников к разным явлениям мира, к людям, к законам, природе.
https://ped-kopilka.ru/pedagogika/starshii-shkolnyi-vozrast-harakteristikakratko.html
Срок и объем освоения программы:
Срок реализации Программы - 3 года




«Стартовый уровень» - 1 год обучения, 216 педагогических часов;
«Базовый уровень» - 2 год обучения, 216 педагогических часов;
«Продвинутый уровень» - 3 год обучения, 216 педагогических часов;

Форма обучения: очная
Особенности организации
разновозрастные

образовательной

деятельности:

группы

Режим занятий:
Стартовый
Предмет
уровень
6 часов в неделю;
Футбол
216 часов в год.

Базовый уровень
6 часов в неделю;
216 часов в год

Продвинутый
уровень
6 часов в неделю;
216 часов в год

1.2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Цель:
Формирование знаний, умений, навыков в области физической культуры и
спорта, здорового образа жизни, профилактика асоциального поведения
детей и подростков через развитие устойчивого интереса к игре в футбол и
создания благоприятных условий для дальнейших занятий спортом.
Образовательные задачи:
Обучающие –
1. Познакомиться с историей и основными понятиями о футболе и
историей легенд мирового футбола.
2. Создать у учащихся общее представление о структуре выполнения
основных технических приѐмов игры в футбол.
3. Совершенствовать терминологию футбола и технику игры.
4. Совершенствовать специальные технические умения, овладеть
индивидуальными методами действий в игре.
Развивающие –
1. Выявление уровня способностей детей (пед. диагностика «УСД»).
2. Формировать высшие психические функции ребѐнка: внимание,
восприятие, память, воображение, мышление, воспроизведение.
3. Развивать разностороннюю физическую подготовку, детально изучать
основные
технические
приѐмы;
развивать
потребность
в
самообразовании.
4. Развить
навыки:
целеустремлѐнности,
самоорганизации,
самостоятельности.
Воспитательные –
1. Создать положительную среду взаимоотношений (со сверстниками, в
командной работе, с педагогом-тренером, со взрослыми).
2. Воспитание-наработка
(волевых)
качеств
характера:
дисциплинированности, ответственности, добросовестного отношения
к занятиям.
3. Индивидуальное самовыражение через самореализацию (по активности
ребѐнка, выступлениям, достижениям).
4. Формировать мировоззрения гражданской и нравственной позиции на
основе изучения достижений российских футболистов, патриотизм,
культуру общения с микро- и макро-коллективами, воспитывать
чувства гордости и ответственности за спортивное наследие.

Ожидаемые результаты:

Знать

Уметь

Владеть

Стартовый
уровень
Элементарные
теоретические
сведения о
врачебном
контроле, личной
гигиене, истории
футбола, технике и
тактике, правилах
игры в футбол.

Базовый уровень Продвинутый уровень
Основы
техники Теоретические
сведения о методике
футбола,
индивидуальную и занятий физическими
упражнениями,
элементарную
функциях игроков в
групповую
линиях команды, знать
тактику игры.
тактические схемы
ведения игры.

Совершенствовать
технические приемы
игры, довести до уровня
высокого их выполнения
в условиях
ограниченного
Умение применять пространства и времени,
основные
с активным
Применять навыки технические
сопротивлением
техники ведения, приѐмы футбола противника.
обработки и ударов и
Совершенствовать
по мячу.
совершенствование индивидуальную и
в тактических
групповую тактику игры,
действиях.
овладеть основами
командной тактики игры;
- совершенствовать
тактические действия в
звеньях и линиях
команды; развивать
тактическое мышление.
Владеть всем арсеналом
технических приѐмов
Техническими
Техническими
игры.
приѐмами,
приѐмами,
Владеть навыками
эффективно
эффективно
судейства, воспитывать
применяющимися в применяющимися в инструкторские навыки,
игре.
игре.
совершенствовать
навыки самостоятельных
занятий.

Стартовый
уровень

Базовый уровень Продвинутый уровень

Совершенствовать
Разностороннюю Разностороннюю всестороннюю
физическую
физическую
физическую подготовку
подготовку с
подготовку с
с преимущественным
преимущественным преимущественным развитием скоростноПроявлять
развитием
развитием
силовых качеств,
быстроты, ловкости быстроты, ловкости ловкости и общей
и координации
и координации
выносливости.
движений.
движений.
Проявлять
самостоятельность.

1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
«Футбол»
Стартовый уровень (1 год обучения)
Учебный план
Таблица 1.3.1
№
п/п

Название раздела,
темы

Количество часов
Всего

Теория

Практика

Формы
аттестации/контроля

Вводное занятие (2 ч.)
1

Вводное занятие

2

1

1

Опрос, наблюдение

Раздел 1. История развития футбола (2ч.)
2

История развития
футбола

2

Опрос, тест

2

Раздел 2. Элементарные понятия о футболе, как игре (10ч.)
3

Элементарные
понятия о
футболе, как игре

10

3

Опрос

7

Раздел 3. Основные упражнения и технические приемы (115ч.)

4

Основные
упражнения и
технические
приемы

115

34

81

Контрольные
нормативы

Раздел 4. Двусторонняя игра (13ч.)

5

Двусторонняя
игра

80

10

70

Соревнование

Итоговое занятие (2ч.)
6

Итоговое занятие
Итого:

7

-

7

216

50

166

Тестирование

Содержание учебного плана
Вводное занятие (2 ч.)
Теория (1ч.). Знакомство с курсом программы. Инструктаж по технике
безопасности, первая помощь при травмах, режим, одежда и обувь
футболиста.
Практика (1ч.). Начальная диагностика знаний, умений и навыков.
Форма контроля: Опрос, наблюдение.
Раздел 1. История развития футбола (2ч.)
Теория (2ч.). Происхождение футбола. Истории великих футболистов.
Форма контроля: Опрос, тест.
Раздел 2. Элементарные понятия о футболе, как игре (10ч.)
Теория (3ч.). Основы и правила игры в футбол.
Практика (7ч.). Расстановка игроков перед началом игры. Кто
начинает первый. Защитник. Место в начальном положении. Полузащитник.
Нападающий.
Форма контроля: Опрос.
Раздел 3. Основные упражнения и технические приемы (115ч.)
Теория (34ч.). Технико-тактические приѐмы.
Практика (81ч.). 1) Разучивание основных упражнений и технических
приемов для полевых игроков:
- стойка, передвижения, остановка и повороты футболиста;
- ведение мяча различными способами (внутренней и внешней
стороной стопы);
- остановка мяча (внутренней и внешней стороной стопы, подошвой
и голенью, грудью);
- передача мяча различными способами (внутренней и внешней
стороной стопы);
- удары по мячу (внутренней и внешней стороной стопы, подъемом,
головой);
- жонглирование мячом.
2) Тренировочные упражнения с заданиями для полевых игроков:
- ведение мяча «восьмеркой», с обводкой стоек (фишек);

- передачи мяча в парах и тройках, короткие и длинные передачи,
диагональные передачи в одно касание;
- удары по мячу с разбега, по катящемуся мячу, после отскока;
- пробитие штрафных, свободных ударов и пенальти.
3) Разучивание основных упражнений и технических приемов для
вратарей:
- упражнения для развития прыгучести, быстроты, ловкости и
координации: прыжки со скакалкой, на месте, в высоту и длину, кувырки в
группировке и т.д.
- прием катящегося мяча, прием высоко и низко летящих мячей.
Форма контроля: Контрольные нормативы.
Раздел 4. Двусторонняя игра (80ч.)
Теория (10ч.). Технико-тактические приемы.
Практика (70ч.). Игра. Применение в игре приобретенных знаний.
Применение технических приемов. Промежуточная аттестация. Контрольные
тесты.
Форма контроля: Соревнование.
Итоговое занятие (7ч.)
Практика (7ч.). Промежуточная аттестация. Итоговое тестирование
уровня подготовки первого года обучения.
Форма контроля: Тестирование.

«Футбол»
Базовый уровень (2 год обучения)
Учебный план
Таблица 1.3.2
№
п/п

Название раздела,
темы

Количество часов
Всего

Теория

Практика

Формы
аттестации/контроля

Вводное занятие (3 ч.)
1

Вводное занятие

3

1

2

Опрос, наблюдение

Раздел 1. Развитие общей физической подготовки (74 ч.)
2

Развитие общей
физической
подготовки

74

22

52

Сдача нормативов
Соревнования

Раздел 2. Техническая подготовка (88 ч.)
3

Техническая
подготовка

88

28

60

Сдача нормативов
Соревнования

Раздел 3. Подвижные игры с элементами футбола (32 ч.)

4

Подвижные игры
с техническими
элементами
футбола

32

8

24

Сдача нормативов

Раздел 4. Терминология в футболе (8 ч.)
5

Терминология в
футболе

8

4

4

Опрос, тест

Раздел 5. Контрольная диагностика (4 ч.)
6

Контрольная
диагностика

4

-

Зачет

4

Раздел 6. Легенды мирового футбола (5 ч.)
7

Легенды
мирового
футбола

5

2

3

Презентации

Итоговое занятие (2ч.)
8

Итоговое занятие
Итого:

2

-

2

216

65

151

Итоговое
тестирование

Содержание учебного плана
Вводное занятие (3ч.)
Теория (1ч.). Содержание второго года обучения. Знакомство с курсом
программы 2 года обучения. Повторный инструктаж по технике
безопасности. Правила оказания первой помощи.
Практика (2ч.). Диагностика определения уровня освоения
теоретической части программы.
Форма контроля: Опрос, наблюдение.
Раздел 1. Развитие общей физической подготовки (74 ч.)
Теория (22ч.). Средства восстановления после нагрузки.
Практика (52ч.). Упражнения на развитие скорости. Упражнения на
развитие выносливости. Упражнения на развитие ловкости. Упражнение на
развитие гибкости. Упражнение на развитие силы. Бег в равномерном темпе.
Эстафетный бег. Упражнения на развитие прыгучести. Бег с препятствиями.
Челночный бег.
Форма контроля: Сдача нормативов.
Раздел 2. Техническая подготовка (88 ч.)
Теория (28ч.). Влияние физических и природных факторов на технику
футболиста.
Практика (60ч.). Удары по катящемуся мячу внутренней и внешней
стороной стопы, подъѐмом; остановка катящегося мяча подъѐмом и
подошвой, остановка мяча грудью; удары по мячу головой; обводка на
медленной скорости; передача мяча партнѐру; ловля низколетящего мяча
вратарѐм; ведение мяча, внутренней стороной стопы, внешней стороной
стопы, ведение между стоек, ведение сильной и слабой ногой. Удары
внутренней, внешней стороной стопы, удары подъѐмом. Двухсторонняя
игра.
Форма контроля: Сдача нормативов. Соревнования.
Раздел 3. Подвижные игры с элементами футбола (32 ч.)
Теория (8ч.). Правила подвижных игр с элементами футбола.
Практика (24ч.). «Волейбол ногами», «Гандбол с элементами игрой
головой», «Отдай мяч капитану», «Салки мячом». «Собачки». «Игра в
четверо ворот», « Игра одновременно ногами и руками». «Футбол в
присядку», «5 передач-гол», «Футбол в парах».
Форма контроля: Сдача нормативов. Соревнования.
Раздел 4. Терминология в футболе (8 ч.)
Теория (4ч.). Жесты и действия судей во время игры в футбол.
Практика (4ч.). Боковая. Аут. Вне игры, Гетры. Бутсы, Судья.
Пляжный футбол. Мини-футбол. Футзал. Еврокубки. Разметка. Ворота.
Золотой мяч. Бомбардир. ФИФА. УЕФА. Лига чемпионов. Кубок УЕФА.
Форма контроля: Опрос, тест.

Раздел 5. Контрольная диагностика (4 ч.)
Практика (4ч.). Промежуточная аттестация. Зачет. Ведение мяча на
скорость. Жонглирование мяча. Удар на дальность. Удар на точность.
Игровое тестирование. КПД в игровой деятельности.
Форма контроля: Зачѐт.
Раздел 6. Легенды мирового футбола (4 ч.)
Теория (2ч.). Пеле. Гарринча. Пушкаш. Эйсебио. Метьюз. Яшин.
Ривера. Кройф. Беккенбауэр. Мюллер. Платини. Марадона. Ван Бастен.
Гуллит. Маттеус. Клинсман. Зидан.
Практика (2ч.). Презентации «Мой любимый футболист».
Итоговое занятие (2 ч.)
Практика (2ч.). Промежуточная аттестация. Итоговое тестирование
уровня подготовки второго года обучения.
Форма контроля: Итоговое тестирование.

«Футбол»
Продвинутый уровень (3 год обучения)
Учебный план
Таблица 1.3.3
№
п/п

Название раздела,
темы

Количество часов
Всего

Теория

Практика

Формы
аттестации/контроля

Вводное занятие (4 ч.)
1

Вводное занятие

4

2

Опрос, тест

2

Раздел 1. Развитие общей физической подготовки (42 ч.)
2

Развитие общей
физической
подготовки

42

12

Мини - тест

30

Раздел 3. Развитие специальной физической подготовки (50ч.)

3

Развитие
специальной
физической
подготовленности

50

10

Мини-тест

40

Раздел 3. Специальные упражнения и технические приѐмы (85 ч.)

4

Специальные
упражнения и
технические
приемы

75

30

Контрольные
нормативы

45

Раздел 4. Учебно-тренировочная игра с заданием (18 ч.)
5

Учебнотренировочная
игра с заданием

18

6

Соревнования

12

Раздел 5. Двусторонняя игра (32 ч.)
6

Двусторонняя
игра

25

9

16

Соревнования

Итоговое занятие (2ч.)
8

Итоговое занятие
Итого:

2

-

2

216

69

147

Анализ, рекомендации

Содержание учебного плана
Вводное занятие (4 ч.)
Теория (2ч.). Повторный инструктаж по технике безопасности, меры
предохранения от перегревания, первая помощь при спортивных травмах,
закаливание.
Практика (2ч.). Диагностика с целью определения уровня освоения
теоретической части программы.
Форма контроля: Опрос, тест.
Раздел 1. Развитие общей физической подготовки (42 ч.)
Теория (12ч.). Средства восстановления после нагрузки.
Практика (30ч.).
Упражнения для развития общей физической
подготовки: ОРУ на месте и в движении, бег на различные дистанции,
упражнения с гантелями, штангой, подвижные и спортивные игры.
Упражнения с мячами и спец приспособлениями.
Соревнования.
Товарищеские встречи.
Форма контроля: Мини-тест.
Раздел 2. Развитие специальной физической подготовки (50 ч.)
Теория (10ч.). Влияние специальных физических упражнений на
технику игры в футбол.
Практика (40ч.). Развитие скоростных качеств: бег на короткие
дистанции с максимальной скоростью, бег на месте, челночный бег,
ускорения с мячом, различные эстафеты. Развитие скоростно-силовых
качеств: подскоки вверх из глубокого приседа, приседание на одной ноге,
броски набивного мяча на различные расстояния, бег с отягощением.
Развитие выносливости: повторно-интервальный бег на средние и длинные
дистанции, бег с отягощением, сопротивлением и повышенной скоростью,
игровые упражнения с повышенной интенсивностью. Развитие ловкости и
гибкости:
подвижные
игры,
преодоление
полосы
препятствия,
гимнастические упражнения, упражнения в положении лежа, упоры.
Товарищеские встречи.
Форма контроля: Мини-тест.
Раздел 3. Специальные упражнения и технические приемы (125 ч.)
Теория (40ч.). Особенность специальных упражнений, как для полевых
игроков, так и для вратарей.
Практика (75ч.). 1) Разучивание специальных упражнений и
технических приемов для полевых игроков:

- обводка игроков, ведение, остановка и удары по воротам различными
способами;
- жонглирование мяча бедром и головой; - вбрасывание мяча из-за
боковой линии;
- отбор мяча различными способами (толчком плечом в плечо, с
помощью подката);
- финты и их выполнение.
2) Тренировочные упражнения с заданиями:
- дальние и ближние передачи в парах, тройках по диагонали и вдоль
поля;
- дальние удары по воротам и удары после прострела;
- ведение мяча с последующим ударом по ворам;
- подачи угловых; - пробитие штрафных, свободных ударов и пенальти.
3) Разучивание специальных упражнений и технических приемов для
вратарей:
- бросок за мячом, отбивание мяча кулаком;
- игра на выходах.
Форма контроля: Контрольные нормативы.
Раздел 4. Учебно-тренировочная игра с заданием (18 ч.)
Теория (6ч.). Тактические действия игры в защите и нападении.
Практика (12ч.). Взаимодействие игроков в защите при подаче
угловых и штрафных ударов. Разучивание взаимодействия игроков при игре
в 3-и, 4-е защитника.
Действие нападающих при подаче угловых, навесов, прострелов и
штрафных ударов. Взаимодействие игроков при игре в одного и двух
нападающих.
Игра в два касания. Игра только слабой ногой. Мяч забивать с
расстояния не менее 10 метров. Игра ногами и руками. Игра руками, а мяч
забивается головой. Мяч забивается только с передачи партнѐра.
Форма контроля: Соревнования.
Раздел 5. Двусторонняя игра (32 ч.)
Теория (11ч.). Тактические действия игры.
Практика (21ч.). Товарищеские встречи. Соревнования. Итоговая
аттестация в форме футбольного праздника. Применение в игре
приобретенных знаний. Применение технических и тактических действий и
их совершенствование.
Форма контроля: Соревнования.

Итоговое занятие (2 ч.)
Практика (2ч.). Круглый стол. Подведение
достижений, рекомендации.
Форма контроля: Анализ, рекомендации

итогов.

Анализ

2. Комплекс организационно - педагогических условий
2.1. КАЛЕНДАРНО-УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Таблица 2.1.1.
Количество учебных недель
Количество учебных дней

36 недель
1 год обучения ( 216 час. - 108 дней)
2 год обучения ( 216 час. - 108 дней)
3 год обучения ( 216 час. - 108 дней)

Даты начала и окончания учебного года

С 1 сентября по 31 мая

Сроки промежуточной аттестации

Апрель – май каждого года обучения

2.2. Условия реализации программы
Таблица 2.2.1.

Аспекты

Характеристика
Универсальный игровой зал со специальным
оборудованием:
- ворота футбольные
- мячи футбольные
- флаги для разметки футбольного поля
Материально-техническое - Стойки для обводки
обеспечение
- гантели массивные от 1 до 5 кг
- Насос универсальный для накачивания
- Мяч набивной весом от 1 до 5 кг.
- Сетка для переноски мячей
- свисток
- секундомер
Информационное
-аудио, видео, фото
обеспечение
тренер-преподаватель
Кадровое обеспечение
ВПО

2.3. Формы аттестации
Формами аттестации являются:






Наблюдение
Тестирование
Сдача контрольных нормативов (тестов)
Выступление на официальных соревнованиях
Выполнение разрядных требований Единой всероссийской спортивной
классификации
2.4. Оценочные материалы
Таблица 2.4.1.

Показатели качества
реализации ДООП

Методики

Уровень развития социального
опыта учащихся

Учебно-методическое пособие «Мониторинг
качества образовательного процесса в УДОД» Р.Д.
Хабдаева, И.К. Михайлова

Уровень сохранения и
укрепления здоровья учащихся

«Организация и оценка здоровье сберегающей
деятельности образовательных учреждений» под ред.
М.М. Безруких

Уровень теоретической
подготовки учащихся
Уровень общей физической
подготовки
Уровень удовлетворенности
родителей предоставляемыми
образовательными услугами

Тестирование по темам, опрос
Методические рекомендации по организации и
проведению тестовых упражнений для определения
уровня физической подготовленности обучающихся
1–11 классов по учебному предмету «Физическая
культура»

Изучение удовлетворенности родителей работой
образовательного учреждения (методика
Е.Н.Степановой)
Этапный контроль позволяет подвести итоги учебнотренировочной работы за определенный период: в
течение нескольких лет, года, макро цикла или этапа.
Текущий контроль направлен на оценку текущих
состояний, которые являются следствием нагрузок серии
занятий тренировочных или соревновательных
Оценочные материалы (указать микроциклов.
конкретно по предметам в
Оперативный контроль предусматривает оценку
соответствии с формами
оперативных состояний — срочных реакций организма
аттестации)
спортсмена на нагрузки в ходе отдельных
тренировочных занятий или соревнований.
Самоконтроль также входит в систему контроля за
эффективностью спортивной подготовки.
Контрольно-переводные нормативы проводится два
раза в год (в начале и в конце учебного года).

2.5. Методические материалы
Методы обучения:
 Словесный
 Наглядный
 Объяснительно-иллюстративный
 Игровой
Формы организации образовательной деятельности:
 Индивидуально-групповая
 Групповая
 Открытое занятие
 Беседа
 Встреча с интересными людьми
 Игра
 Презентация
 Мини-конференция
 Мастер-класс
 Мини-чемпионат
 Турнир
Педагогические технологии с указанием автора:
 Технология индивидуального обучения (Инге Унт; А.С. Границкая;
В.Д. Шадриков)
 Технология группового обучения (Б.Л. Ливер)
 Технология коллективного взаимодействия (Э.Л.Ефимова)
 Технология дифференцированного обучения (Г.К.Селевко;
Л.М.Дятлова)
 Здоровье сберегающая технология (Т.В.Ахутина; М.М. Безруких, В.Д.
Сонькина)

2.6. Список литературы
Список литературы для тренера-преподавателя:
Основной:
1. Футбол: примерная программа для детско-юношеских спортивных
школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского
резерва [Текст] / В. П. Губа, П. В. Квашук, В. В. Краснощекое, П. Ф.
Ежов, В. А. Блинов. - М.: Советский спорт, 2020.-128 с.
Дополнительный:
1. Диагностика и тренировка двигательных способностей в детскоюношеском футболе. Антипов А.В.: - М.: Советский спорт, 2018.
2. Журнал «Теория и практика футбола» № 4 ( 20 ), 2021.
Еженедельник «Футбол» - различные номера 2015 – 2021 г.г.
3. Методические рекомендации по организации массовых соревнований
по футболу. М., 2021.
4. Мини-футбол. Андреев С.Н. М., ФиС, 2021Футбол. Заваров А.: - СПб:
Питер, 2020.
5. Основы юношеского спорта. Филин В.П., Фомин Р.А. М., ФиС, 2020.
6. Подготовка футболистов. Монаков Г.В.:. - М.: Советский спорт, 2017.
7. Практикум для начинающего тренера по футболу. - Белгород:
Крестьянское дело, 2020.
8. Психология футбола. Гагаева Г.М. М., ФиС, 2020.
9. Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения. Под ред.
Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова: - М.: Академия, 2016.
10.Спортивные игры. Под ред.: Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова ; Рец.:
С.Ю. Тюленьков, А.Я. Гомельский: - М.: Академия, 2019.
11.Спортивные игры: правила, тактика, техника. Под общ. ред. д.пед.н.
Е.В. Конеевой: - Ростов на/Д: Феникс, 2019.
12.Спортивные игры : совершенствование спортивного мастерства.под
ред.: Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова ; рец.: С.Ю. Тюленьков, А.Я.
Гомельский: - М.: Академия, 2018.
13.Тренировочные микроциклы скоростно-силовой направленности в
подготовке юных футболистов: Методические рекомендации / Под
общ. ред. Швыкова В.А. М., Терра-спорт, 2020. (Библиотечка тренера).
14.Футбол. Петухов А.В.: - М.: Советский спорт, 2016.
15.Футбол. Формирование основ индивидуального технико-тактического
мастерства юных футболистов. Проблемы и пути решения. Петухов
А.В.: - М.: Советский спорт, 2016.

16.Футбол. Настольная книга детского тренера. Кузнецов А.А.: - М.:
Олимпия, Человек, 2020.
17.Футбол. Третья команда матча. Липатов В.Г.: - М.: Доминанта, 2019.
18.Футбол в школе. Андреев С.Н. М., Просвещение, 2020.
19.Футбол. Цирик Б.Я., Лукашин Ю.С. М., ФиС, 2020.
20.Футбол: комбинации в парах Симаков В.И.. М., ФиС, 2020.
Список литературы для обучающихся:
Основной:
21.Режим футболиста. Лаптев А.П.: - М.: Физкультура и спорт, 2021
22.Футболист в игре и тренировке. Под ред. Савина С.А. М., ФиС, 2020.
23. Я учусь играть в футбол. Авт.-сост. Ю.С. Лукашин: - М.: Лабиринт
Пресс, 2019.
Дополнительный:
24.Ваш друг - кожаный мяч. Сушков М.П., Розин М.Б. М., ФиС, 2019.
25.Дасаев Р.Ф.: Команда начинается с вратаря. - М.: Советская Россия,
2020.
26.Липатов В.Г.: 435 вопросов и ответов. - М.: Прейскурантиздат, 2021.
Список литературы для родителей:
1. Играйте на здоровье. Иванов Ю.И., Михайлова Э.И. М., Московская
правда, 2019.
2. Коротков И.М. Подвижные игры в занятиях спортом. М., ФиС, 2021.
3. Липатов В.Г.: 435 вопросов и ответов. - М.: Прейскурантиздат, 2021/
4. Резервы здоровья наших детей. Никитин Б.П., Никитина Л.А. М., ФиС,
2020.
5. Спортивные игры. Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов, А.В. Лексаков; Рец.:
С.Ю. Тюленьков, А.Я. Гомельский: - М.: Академия, 2022.
Видеоматериалы
1. Дриблинг и финты. Bennett Video Group, 71 мин., 2020.
2. Контроль мяча. Bennett Video Group, 88 мин., 2020.
3. Подготовка классного голкипера. Green Umbrella, 55 мин., 2021.
4. Удары. Bennett Video Group, 105 мин., 2020.
5. Футбольная видеоэнциклопедия: разминка, техника, тактика. Imagen
y Deporte (Spain ), 80 мин., 2020. Супермастерство и удары головой. Bennett
Video Group, 100 мин., 2020.

DVD
1.Уроки футбола. Английская школа: отработка навыков; игра на
ограниченном участке и комбинационная игра;
курс для полузащитников.
2. Техника защиты (зонная защита).
3. Уроки футбола в 9-12 лет. Школа Корвера (Франция) Часть 1, 2, 3, 4.
4. Искусство игры в нападении.
5. Разминка, тренировка, игра 9-14 лет (Шотландия).
6. Уроки звѐзд. Тактика игры. Командная игра (Голландия-Дания, 2017).
7. Уроки звѐзд (Англия).
8. Тренировка футболистов 12-15 лет (Франция). Часть 1, 2
9. Высшее вратарское мастерство.
10. Подготовка вратаря.
Интернет-ресурсы:
Российский футбольный союз - www.rfs.ru
Советский спорт - www.sovsport.ru
Спорт в РТ - www.tatsport.com
Спорт-экспресс - www.sport-express.ru
Федерация футбола РТ - www.ffrt.ru
Лекция - www.kpip.kbsu.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».