Оглавление 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты 1.3. Содержание программы 2. Комплекс организационно педагогических условий 2.1. Календарный учебный график 2.2. Условия реализации программы 2.3. Формы аттестации 2.4. Оценочные материалы 2.5. Методические материалы 2.6. Список литературы 2 1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Основные характеристики программы: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ШАХМАТЫ, ШАШКИ» (далее - Программа) реализуется в соответствии нормативно-правовыми документами: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (статья 75, пункт 2) «Об образовании в РФ» https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/75/ Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/ Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 ". https://docs.cntd.ru/document/420207400 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; https://rg.ru/documents/2015/06/08/vospitanie-dok.html Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». https://summercamps.ru/wpcontent/uploads/documents/document__metodicheskie-rekomendacii-poproektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"// Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №2. https://укцсон.рф/upload/documents/informatsiya/organizatsiya-otdykhai-ozdorovleniya-detey/3.%20%D0%A1%D0%9F%202.4.3648-20.pdf Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020г. № ВБ – 976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий» https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73931002/ Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 ―Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам‖ 3 https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/ Устав МАУ ДО «Хоринская ДЮСШ» https://hordyussh.buryatschool.ru/upload/buryaschor_dyussh_new/files/f5/79/f5791e833c 772dc7641399ea89b98004.pdf Актуальность: В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать еѐ и делать логические выводы. Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения решать задачи в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы. Шахматы как специфический вид человеческой деятельности получают всѐ большее признание в России и во всѐм мире. Шахматы сближают людей всех возрастов и профессий в любой части Земли. Не случайно Международная шахматная федерация (ФИДЕ) выбрала девиз: «Gens una sumus», «Мы все – одна семья». Шахматы доступны людям разного возраста, а единая шахматная символика создаѐт необходимые предпосылки для международного сотрудничества, обмена опытом. Шахматы – часть мирового культурного пространства. Также актуальность программы продиктована требованиями времени. Так как формирование развитой личности – сложная задача, преподавание шахмат и шашек через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных занятий в системе дополнительного образования, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию школьника. О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности в мире можно судить по таким весомым аргументам, как создание международных организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и многочисленных международных соревнований, выпуском разнообразной шахматной литературы. Для юных шахматистов Международная шахматная федерация ежегодно проводит свои чемпионаты (в разных возрастных группах: до 10, 12, 14, 16, 18 и 20-ти лет), а также Всемирную детскую Олимпиаду. Бывший президент Международной шахматной федерации К. Илюмжинов заявил: «Одной из задач ФИДЕ является развитие детских шахмат. Вкладывая в детей, в шахматы, мы вкладываем в наше будущее». 4 Шахматы – наглядная соревновательная форма двух личностей. Шахматы нам нужны как способ самовыражения творческой активности человека. Планировать успех можно только при постоянном совершенствовании шахматиста. При этом творческий подход тренера является необходимым условием преподавания шахмат. Успех в работе во многом зависит от личности преподавателя, от его опыта и умения вести занятия с различными по возрасту юными шахматистами, от индивидуального подхода к каждому ученику. Педагог живет своим делом и учеников приглашает работать и думать наравне с ним. В работе чрезвычайно ценно выглядят интуиция тренера, его оптимизм, увлеченность, уверенность, работоспособность. В свою очередь шашки — это одновременно и досуг, и спорт, и искусство. Игра в шашки несет в себе большое развивающее обучение логическому мышлению — в этом заключается их главное значение. Логика — способность ума связывать раздельные, кажущиеся разрозненными факты в одну стройную систему. Логика подразумевает гибкое, целенаправленное мышление, а это ведущая черта математики, тактики, стратегии. Шашки — это игра с удивительно простыми правилами, глубокой стратегией и фантастической тактикой. Игра в шашки дарит ребенку радость творчества, свободу выбора и обогащает его духовный мир, учит логически мыслить, запоминать, сравнивать и предвидеть результат, планировать свою деятельность, воспитывать находчивость, сообразительность, целеустремленность, умение рассчитывать время, дисциплинированность ума, усидчивость. Шашки привлекают своей демократичностью: все фигуры здесь равны, каждая имеет право реализовать заложенные в ней возможности стать в процессе борьбы очень сильной фигурой — дамкой. Как тысячи лет назад, шашечная партия — это бой в миниатюре с суровым правилом: ходить только вперед, т.е. ни шагу назад. В жизни так поступать могут не все люди и не всегда. Это правило воспитывает смелость, самообладание и честность. Швейцарский психолог Жан Пиаже и ряд других ученых установили, что именно в возрасте 5 — 12 лет у детей происходит формирование механизма «мысль - слово», «мысль - действие». Таким образом, шашки являются удачным подспорьем в развитии мыслительных способностей ребят и подкреплении плодов мышления действиями. Обучение включает в себя следующие основные предметы: Шахматы Шашки. Вид программы: 5 Данная программа заимствована у других авторов и модифицирована, основываясь на собственном опыте преподавания шахмат и шашек в одноименной секции в МАУ ДО «Хоринская ДЮСШ». Она составлена с учѐтом особенностей образовательной организации, возраста и уровня подготовки детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов. Рассмотрев разнообразные самоучители множества авторов, обмениваясь опытом с тренерами нашей республики, а также на своѐм личном опыте, автор разработал данную программу подготовки школьников. Эта программа обладает актуальностью, оригинальностью и новизной, так как объединяет шахматы и шашки в один учебный процесс. План на занятие и расположение тем для изучения, составлен автором программы. Направленность программы: Физкультурно-спортивная. Адресат программы: Особенностью данной программы является большой акцент на начальную подготовку школьников разного возраста, начинающих с «нуля». Программа занятий по шашкам предусматривает усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. Изучение и усвоение основ знаний по теории и практике игры в шахматы имеет более углублѐнную направленность в отличии от изучения шашек. В творческом отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего шахматиста-шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шахматной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход. Дошкольники: 5-7 лет Младшие школьники: 7-10 (11) лет Средние школьники: 10 (11) – 14 лет Старшие школьники:14-17 лет Срок и объем освоения программы: «Стартовый уровень» - 1 год обучения, 216 педагогических часов; «Базовый уровень» - 2й год обучения, 216 педагогических часов в год; «Продвинутый уровень» 3й года обучения, 216 педагогических часов в год; Форма обучения: очная Особенности организации разновозрастные образовательной Режим занятий: 6 деятельности: группы Предмет Шахматы, шашки Стартовый уровень Базовый уровень 6 час. в неделю; 216 часов в год. 6 час. в неделю; 216 часов в год. Продвинутый уровень 6 часов в неделю; 216 часов в год. 1.2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. Цель: Создание условий для развития интеллектуально – творческой, одаренной личности через занятия шахматами и шашками. Достигается указанная цель решением задач, среди которых Обучающие: Ознакомить с историей шахмат и шашек; Обучить правилам игры; Дать учащимся теоретические знания по шахматной и шашечной игре, ознакомить с правилами проведения соревнований и правилами турнирного поведения. Развивающие: Развивать логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества личности; Научить сохранять выдержку, критическое отношение к себе и к сопернику; Формировать навыки запоминания; Вводить в мир логической красоты и образного мышления, расширять представления об окружающем мире. Воспитывающие: Бережно относиться к окружающим, стремиться к развитию личностных качеств; Прививать навыки самодисциплины; Способствовать воспитанию волевых качеств, самосовершенствования и самооценки. В ходе изучения данной программы у обучающихся идет освоение предметной компетенции, а также формирование умений участвовать в коллективной деятельности. Обучение включает в себя следующие основные разделы: 7 1. Техническая, которая формируется в процессе осуществления обучающимися следующей деятельности: Участии в тренировочных играх, в районных, межрайонных и республиканских соревнованиях по шахматам; В решении шахматных задач и этюдов, сеансах одновременной игры. Компетентностный подход выражен: В проведении педагогом инструктажей; В применении индивидуальных форм работы; В корректировке игры; В рекомендациях по выполнению комбинаций. Формами отслеживания роста предметной компетенции являются: Педагогическое наблюдение; Учет результативности участия обучаемых в районных, межрайонных и республиканских соревнованиях. 2. Интеллектуальная, которая формируется в процессе осуществления обучающимися следующей деятельности: Осуществлении обучающимися анализа, прогноза игры; Изучении специализированной литературы; Просмотре и обсуждении сыгранных партий лучших шахматистов. Компетентностный подход выражен: В организации педагогом педагогического консультирования при отборе тематического материала; В проведении бесед; В применении индивидуальных и групповых форм работы. Формами отслеживания роста предметной компетенции являются: Оценка результативности участия обучаемых в соревнованиях и первенствах по шахматам; Определение уровня эрудиции обучаемых. Программа шахматного объединения носит образовательноразвивающий характер, направлена на раскрытие индивидуальных психологических особенностей учащихся; имеет физкультурно-спортивную направленность. В шахматный кружок принимаются в основном учащиеся среднего и младшего школьного возраста (6,6–14 лет) на общих основаниях, продолжительность обучения 5 лет. Объединение включает учащихся разного возраста, разного уровня знаний, умений и навыков шахматной игры. Поэтому при разработке программы учитываются не только нормы программы дополнительного образования, ее реализация, но и этот аспект. 8 Недельная нагрузка 6 учебных часов для одной группы, всего 216 часов в год. Занятия проводятся 3 раза в неделю для одной группы, всего три группы. Учебная группа состоит из 20 учащихся. При проведении занятий большое внимание уделяется развитию личностных качеств учащихся, таких как логическое мышление, выдержка, дисциплина, терпение, хладнокровие, находчивость, сосредоточенность, благородство. Учебно-тематический материал программы распределѐн в соответствии с принципом последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, практических умений и навыков. Представленные в программе темы создают целостную систему подготовки шахматистов. При отборе теоретического материала и установлении его последовательности соблюдаются следующий принципы: структурирование учебного материала с учѐтом объективно существующих связей между его темами; актуальность, практическая значимость учебного материала для воспитанника. Показателями эффективного функционирования шахматного объединения служат: наличие единого контингента воспитанников; взаимосвязь спортивного, нравственного коммуникативного и адаптированного направления образовательной деятельности; единый образовательный процесс, построенный на принципах непрерывности, преемственности, доступности, увлекательности, результативности; осуществление единства обучения, воспитания и развития детей на основе индивидуализации и персонификации образовательного процесса; обеспечение базовых знаний, умений и навыков, развитие способностей; определенные достижения обучаемых и возможности прогнозирования их личностного роста Стартовый уровень Базовый уровень 9 Таблица 1.2.1 Продвинутый уровень Стартовый уровень Базовый уровень Различные Правила игры в тактические «Русские приемы в шашки»; шашках; Историю Основы тактики возникновения в шахматах шашек; Турнирную Элементарные жеребьёвку основы Названия шашечной игры; основных Историю шахматных возникновения дебютов шахмат; Основные Правила игры в стратегические «Шахматы»; методы борьбы Элементарные Шахматные основы разряды и шахматной игры; звания. Как ходят все Рейтинг-лист. фигуры в Несколько шахматах; дебютов и Основные применять их принципы Шахматные разряды развития в и звания. Рейтингначале игры лист. «дебюте»; Основные тактические приёмы в шахматах. Названия всех фигур в шахматах. Знать Играть в шашки; Уметь Бить шашки правильно; Ходить любой из Разыгрывать простейшие комбинации; Применять различные 10 Продвинутый уровень Всех чемпионов мира по шахматам Приѐмы правильной игры в эндшпиле Некоторые яркие и запоминающиес я партии выдающихся шахматистов. Основные дебюты и план игры в них. Несколько дебютов и применять их Шахматные разряды и звания. Рейтинглист. Основные позиции в эндшпиле. Различные тактические удары Лидеров шахматной сборной Р.Бурятия. Корректно оценивать позицию и правильно выбирать ход. Стартовый уровень фигур в шахматах; Правильно бить «вражеские» фигуры в шахматах; Базовый уровень тактические приёмы Производить запись партии Решать различные шахматные задачи Пользоваться шахматными книгами Продвинутый уровень Грамотно защищаться и нападать Правильно освобождать вертикаль, диагональ и горизонталь Использовать пешечный перевес на ферзевом и королевском флангах. Показывать хорошую теоретическую подготовку в тематических турнирах. Стабильно показывать игру на уровне взрослых разрядов, участвовать в турнирах и онлайнтурнирах. Некоторыми тактическими приёмами Шахматной нотацией Шашечной нотацией Владеть Различными Сложными тактическими тактическими приёмами приёмами Шахматной Пользоваться нотацией шахматными интернет Шашечной нотацией ресурсами, в 11 Стартовый уровень Базовый уровень Продвинутый уровень частности, lichess.org 1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «Шахматы, шашки» Стартовый уровень (1 год обучения) Учебный план № п/п Название раздела, темы Количество часов Всего Теория Практика Таблица 1.3.1 Формы аттестации/контроля Введение. Организационное 2 занятие 1 1 Контрольные вопросы. Наблюдение 2 Правила игры в шашки История возникновения шашек. Первые понятия о правилах игры. 6 2 4 Контрольные вопросы. Наблюдение 3 Тактика в шашках 10 2 8 Контрольные вопросы. Наблюдение 4 Стратегия в шашках 6 2 4 Контрольные вопросы. Наблюдение 5 Эндшпиль в шашках 6 2 4 Контрольные вопросы. Наблюдение 6 Шахматы – спорт, 1 наука, искусство 1 7 Правила игры в шахматы, особенности шахматной борьбы 7 2 5 Контрольные вопросы. Наблюдение 8 Простейшие схемы достижения 10 2 8 Контрольные вопросы. Наблюдение 1 Контрольные вопросы. Наблюдение 12 матовых ситуаций 9 Стратегия игры 23 8 15 Контрольные вопросы. Наблюдение 10 Тактика 30 8 22 Контрольные вопросы. Наблюдение 11 Эндшпиль 25 10 15 Контрольные вопросы. Наблюдение 12 Дебют 20 8 12 Контрольные вопросы. Наблюдение 13 Конкурсы по решению задач и этюдов 20 5 15 Контрольные вопросы. Наблюдение 14 Сеансы одновременной игры 11 1 10 Контрольные вопросы. Наблюдение 15 Соревнования (турниры) 25 1 24 По итогам соревнований 16 Шахматная литература 3 2 1 Контрольные вопросы. Наблюдение 17 Общая физическая подготовка 7 1 6 Контрольные вопросы. Наблюдение 18 Итоговое занятие 4 2 2 Контрольные вопросы. Наблюдение Итого: 60 156 216 Расширенный календарно-учебный план Ссылка: https://infourok.ru/backOffice/pageEdit/398814 Формы контроля: Контрольные вопросы, тест-викторина, опрос, открытое занятие, конкурс по решению задач, мониторинг и т.д. Содержание учебного плана 13 1. Введение. Организационное занятие. Знакомство с детьми. Постановка задач на год. Правила техники безопасности. 2. Шахматы, шашки – спорт, наука и искусство. История возникновения шахмат и шашек. Различные системы проведения шахматных турниров. Этика поведения шахматиста во время игры. 3. Правила игры в шахматы и шашки, особенности борьбы в обоих видах спорта. Игровые пути шахматной и шашечной доски. Обозначение поля шахматной и шашечной доски, о шахматных фигурах; шахматной и шашечной нотации. Ходы фигур, поле под ударом. Цель игры в шахматы и шашки. Шахматные ситуации (шах, мат, пат). Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки. О правах и обязанностях игрока. Сравнительная ценность фигур. Размен. Ходы простых шашек. Как рубят простые шашки. Превращение дамки, ходы дамок. Как рубят дамки, дальнобойность дамки. Составляющие шахматной партии: начало (дебют), середина (миттельшпиль), окончание (эндшпиль). Десять правил для начинающих в дебюте. Записи партии. Различные виды преимущества. Силовые методы борьбы. Оценка позиции. Разнообразие шахматных тем очень велико и может немного меняться от содержания данного плана. Шахматные разряды и звания. Рейтинг-лист. 4. Шахматная литература Знакомство с шахматной литературой. Объяснение шахматной записи, нотации. 5. Простейшие схемы достижения матовых ситуаций. Мат в один ход. Линейный мат двумя ладьями. Мат ферзем и ладьей. Мат одним ферзем и королем. Мат одной ладьей и королем. Детский мат. Двойной, вскрытый шах. Тренировочные партии. 6. Стратегия игры Постановка плана на игру, партию. Определение направления атаки и защиты с учѐтом конкретных обстоятельств на доске. Нахождение ориентиров, слабостей для атаки. 7. Тактика. Тактические удары и комбинации. Нападение на фигуру созданием удара. Нападение на фигуру устрашением защищающего удара. Защита фигуры. Вилка. 14 Обмен. Подставка. Контрудар. Связи фигур. Двойной удар. Сквозное нападение (рентген). Перекрытие. Сочетание приемов нападения. Угроза мата в один ход. Создание угрозы мата. О противодействии угрозы мата. Полезные и опрометчивые шаги. Тренировочные партии. Дамка сильнее простых. «Застава». Простейшие проходы в дамки. Лишняя шашка. 8. Эндшпиль. Курс шахматных окончаний. Пешечные окончания. Правило квадрата. Король и пешка против короля. Оппозиция. Золотое правило оппозиции. Король гуляет по треугольнику. Цугцванг. Ладейные, коневые и слоновые окончания. Правила игры в эндшпиле. Практические занятия. Тренировочные партии. 9. Дебют. Принципы развития дебюта. Основные цели дебюта. Главное – быстрое развитие фигур и борьба за центр. Классификация дебютов. Дебют, с которого нередко делается мат. Преждевременный выход ферзем. Тренировочные партии. 10. Конкурсы по решению задач и этюдов. Ознакомление с шахматными задачами и этюдами, их решение, определение победителей. 11.Сеансы одновременной игры. Проведение руководителем объединения сеансов одновременной игры (в том числе и тематических) с последующим разбором партий. 12. Соревнования, турниры (по отдельному графику) 13. Общая физическая подготовка. Общеразвивающие физические упражнения. 14. Итоговое занятие. Подведение итогов. Обзор выполнения поставленных задач. «Шахматы. Шашки» Базовый уровень (2 год обучения) Учебный план Таблица 1.3.2 Количество часов № п/п Название раздела, темы 1 Введение. Организационное занятие Теория 1 Практик а 1 15 Всего 2 Формы аттестации/контр оля Контрольные вопросы. Наблюдение 2 3 4 Тактика в шашках Стратегия в шашках Эндшпиль в шашках 3 11 2 4 2 4 14 Контрольные вопросы. Наблюдение 6 Контрольные вопросы. Наблюдение 6 Контрольные вопросы. Наблюдение 5 Стратегия игры 8 15 23 Контрольные вопросы. Наблюдение 6 Тактика 11 30 41 Контрольные вопросы. Наблюдение 25 Контрольные вопросы. Наблюдение 22 Контрольные вопросы. Наблюдение 25 Контрольные вопросы. Наблюдение 7 Эндшпиль 6 19 8 Дебют 9 Конкурсы по решению задач и этюдов 10 Сеансы одновременной игры 1 10 11 Контрольные вопросы. Наблюдение 11 Соревнования (турниры) 1 24 25 По итогам соревнований 5 Контрольные вопросы. Наблюдение 7 Контрольные вопросы. Наблюдение 4 Контрольные вопросы. Наблюдение 12 Шахматная литература 13 Общая физическая подготовка 14 Итоговое занятие Итого: 8 14 5 20 3 2 1 6 2 2 54 16 162 216 Содержание учебного плана 1.Введение. Организационное занятие. Постановка задач на год. Правила техники безопасности. 2. Повторение, восполнение знаний борьбы в обоих видах спорта. Игровые пути шахматной и шашечной доски. Обозначение поля шахматной и шашечной доски, о шахматных фигурах; шахматной и шашечной нотации. Ходы фигур, поле под ударом. Цель игры в шахматы и шашки. Шахматные ситуации (шах, мат, пат). Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки. О правах и обязанностях игрока. Сравнительная ценность фигур. Размен. Ходы простых шашек. Как рубят простые шашки. Превращение дамки, ходы дамок. Как рубят дамки, дальнобойность дамки. Составляющие шахматной партии: начало (дебют), середина (миттельшпиль), окончание (эндшпиль). Десять правил для начинающих в дебюте. Записи партии. Различные виды преимущества. Силовые методы борьбы. Оценка позиции. Шахматные разряды и звания. Рейтинг-лист. 3. Шахматная литература Изучение шахматной литературы. Повторение шахматной записи, нотации. Выделяем наиболее подходящие книги в большом многообразии шахматных книг. 4.Повтор простейших схем достижения матовых ситуаций. Мат в один ход. Линейный мат двумя ладьями. Мат ферзем и ладьей. Мат одним ферзем и королем. Мат одной ладьей и королем. Детский мат. Двойной, вскрытый шах. Тренировочные партии. 5. Стратегия игры Постановка плана на игру, партию. Определение направления атаки и защиты с учѐтом конкретных обстоятельств на доске. Нахождение ориентиров, слабостей для атаки. Пешечный штурм. Блокада. Дырокол. Открытые линии. Атака на позицию короля. Атака на не рокированного короля. 17 6.Тактика. Тактические удары и комбинации. Нападение на фигуру созданием удара. Нападение на фигуру устрашением защищающего удара. Защита фигуры. Двойной удар. Вилка. Связка. Отвлечение. Завлечение. Спѐртый мат. Мельница. Рентген. Цейтнот. Цугцванг. Реализация материального перевеса. Нетождественный обмен. Контрудар. Связи фигур. Двойной удар. Сквозное нападение (рентген). Перекрытие. Сочетание приемов нападения. Угроза мата в один ход. Создание угрозы мата. О противодействии угрозы мата. Полезные и опрометчивые шаги. Тренировочные партии. Дамка сильнее простых. «Застава». «Продых». Проходы в дамки. 1. Эндшпиль. Курс шахматных окончаний. Пешечные окончания. Правило квадрата. Король и пешка против короля. Оппозиция. Золотое правило оппозиции. Король гуляет по треугольнику. Цугцванг. Проходная пешка. Отдалѐнная проходная пешка. Ладейные, коневые и слоновые окончания. Правила игры в эндшпиле. Практические занятия. Тренировочные партии. 2. Дебют. Принципы развития дебюта. Основные цели дебюта. Главное – быстрое развитие фигур и борьба за центр. Отставание в развитии фигур. Классификация дебютов. Итальянская партия. Испанская партия.Королевский гамбит. Сицилианская защита. Французская защита. Ферзевый гамбит. Преждевременный выход ферзем. Тренировочные партии. 3. Конкурсы по решению задач и этюдов. Решение шахматных задач и определение победителей. 4. Сеансы одновременной игры. Проведение руководителем объединения сеансов одновременной игры (в том числе и тематических) с последующим разбором партий. 5. Соревнования, турниры (по отдельному графику) 6. Общая физическая подготовка. Общеразвивающие физические упражнения. 7. Итоговое занятие. Подведение итогов. Обзор выполнения поставленных задач. Разнообразие шахматных тем очень велико и может немного меняться от содержания данного плана. Продвинутый уровень (3й год обучения) Учебный план Таблица 1.3.3 18 № Название раздела, темы п/п Количество часов Теория Практика Всего Формы аттестации/контроля 1 Введение. Организационное занятие 1 1 2 Контрольные вопросы. Наблюдение 2 Тактика в шашках 3 11 14 Контрольные вопросы. Наблюдение 3 Стратегия в шашках 2 4 6 Контрольные вопросы. Наблюдение 4 Эндшпиль в шашках 2 4 6 Контрольные вопросы. Наблюдение 5 Стратегия игры 8 15 23 Контрольные вопросы. Наблюдение 6 Тактика 11 30 41 Контрольные вопросы. Наблюдение 7 Эндшпиль 6 19 25 Контрольные вопросы. Наблюдение 8 Дебют 8 14 22 Контрольные вопросы. Наблюдение 5 20 25 Контрольные вопросы. Наблюдение одновременной игры 1 10 11 Контрольные вопросы. Наблюдение Соревнования (турниры) 1 24 25 По итогам соревнований 3 2 5 Контрольные вопросы. Наблюдение Конкурсы по решению 9 задач и этюдов Сеансы 10 11 12 Шахматная литература 13 Общая физическая подготовка 1 6 7 Контрольные вопросы. Наблюдение 14 Итоговое занятие 2 2 4 Контрольные вопросы. Наблюдение Итого: 54 162 19 216 Содержание учебного плана 1. Введение. Организационное занятие. Постановка задач на год. Правила техники безопасности. Разнообразие шахматных тем очень велико и может немного меняться от содержания данного плана. 2. Повторение, восполнение знаний борьбы в обоих видах спорта. Тренировочные партии. Шахматные разряды и звания. Рейтинг-лист. 3. Шахматная литература Изучение шахматной литературы. Подбираем наиболее подходящие для самостоятельного изучения книги индивидуально каждому ученику. Учимся ориентироваться в большом многообразии шахматных книг. Изучаем биографию всех чемпионов мира и выдающихся шахматистов мира. 4. Стратегия игры Мышление схемами. Постановка плана на игру, партию. Определение направления атаки и защиты с учѐтом конкретных обстоятельств на доске. Нахождение ориентиров, слабостей для атаки. Пешечный штурм. Блокада. Дырокол. Открытые линии. Атака на позицию короля. Атака на не рокированного короля. Переход в выигранное окончание. 5. Тактика. Тактические удары и комбинации. Нападение на фигуру созданием удара. Нападение на фигуру устрашением защищающего удара. Защита фигуры. Двойной удар. Вилка. Связка. Отвлечение. Завлечение. Спѐртый мат. Мельница. Промежуточный ход. Рентген. Цейтнот. Цугцванг. Реализация материального перевеса. Нетождественный обмен. Контрудар. Связи фигур. Двойной удар. Сквозное нападение (рентген). Перекрытие. Сочетание приемов нападения. Угроза мата в один ход. Создание угрозы мата. О противодействии угрозы мата. Полезные и опрометчивые шаги. Тренировочные партии. Дамка сильнее простых. «Застава». Простейшие проходы в дамки. 6. Эндшпиль. Курс шахматных окончаний. Пешечные окончания. Правило квадрата. Король и пешка против короля. Оппозиция. Золотое правило оппозиции. Король гуляет по треугольнику. Цугцванг. Проходная пешка. Отдалѐнная проходная пешка. Ладейные, коневые и слоновые окончания. Правила игры в эндшпиле. Практические занятия. Тренировочные партии. 20 7. Дебют. Принципы развития дебюта. Основные цели дебюта. Главное – быстрое развитие фигур и борьба за центр. Отставание в развитии фигур. Классификация дебютов. Открытые, закрытые, полузакрытые дебюты. Итальянская партия. Испанская партия. Королевский гамбит. Сицилианская защита. Французская защита. Ферзевый гамбит. Славянская защита. Шотландская защита и тд. Тренировочные партии. 8. Конкурсы по решению задач и этюдов. Решение шахматных задач и определение победителей. 9. Сеансы одновременной игры. Проведение руководителем объединения сеансов одновременной игры (в том числе и тематических) с последующим разбором партий. 10. Соревнования, турниры (по отдельному графику) 11. Общая физическая подготовка. Общеразвивающие физические упражнения. Итоговое занятие. Подведение итогов. Обзор выполнения поставленных задач. 2. Комплекс организационно - педагогических условий 2.1. КАЛЕНДАРНО-УЧЕБНЫЙ ГРАФИК № дата Кол-во час. Название темы Форма контроля Ссылка: https://infourok.ru/backOffice/pageEdit/398814 Таблица 2.1.1. Количество учебных недель 36 недель 1 год обучения (от 216 час. -108 дней) 2 год обучения (от 216 час. - 108 дней) 3 год обучения (от 216 час. - 108 дней) Количество учебных дней Даты начала и окончания учебного года С 1 сентября по 31 мая для обучающихся первого и последующих лет обучения Сроки промежуточной аттестации Промежуточная- апрель-май 2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ. Таблица 2.2.1. Аспекты Материально-техническое обеспечение Характеристика (заполнить) - Занятия проводятся в кабинете шахмат в МАУ ДО «Хоринская ДЮСШ» - В наличии имеется 20 виниловых шахматных 21 Аспекты Характеристика (заполнить) Информационное обеспечение Ссылки: досок и 20 наборов шашек и шахмат, а также интерактивная панель. Имеется шахматная и шашечная литература. Шахматные и шашечные каналы на онлайн платформах. Одна из которых lichess.org Кадровое обеспечение Тренер-преподаватель МАУ ДО «Хоринская ДЮСШ» 2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ. Формами аттестации являются: зачет на основе…, творческая работа на основе проекта, показа…, соревнования, конкурсы, выставки, фестивали и т.д 2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ. Таблица 2.4.1. Показатели качества реализации ДООП Уровень развития творческого потенциала учащихся Уровень развития высших психических функций ребѐнка Уровень развития социального опыта учащихся Уровень развития социального опыта учащихся Уровень сохранения и укрепления здоровья учащихся Уровень теоретической подготовки учащихся Методики Учебно-методическое пособие «Мониторинг качества образовательного процесса в УДОД» Р.Д. Хабдаева, И.К. Михайлова Тест «Уровень социализации личности» (версия Р.И.Мокшанцева) «Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений» под ред. М.М. Безруких Разрабатываются ПДО самостоятельно Методические рекомендации по организации и проведению тестовых упражнений для определения Уровень общей физической уровня физической подготовленности обучающихся 1– подготовки 11 классов по учебному предмету «Физическая культура» Уровень удовлетворенности Изучение удовлетворенности родителей работой родителей образовательного учреждения (методика Е.Н.Степановой) предоставляемыми 22 Показатели качества Методики реализации ДООП образовательными услугами Оценочные материалы (указать конкретно по предметам в соответствии с формами аттестации) Ссылка на папку: https://infourok.ru/user/nimaevyurij-dashievich 2.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ. Данная программа рассчитана на 3 года обучения. Занятия включают организационную, теоретическую и практическую части. Организационная часть обеспечивает наличие всех необходимых для работы материалов, пособий и иллюстраций. Теоретическая работа с детьми проводится в форме лекций, диспутов, бесед, анализа сыгранных ребятами партий, разбора партий известных шахматистов; учащиеся готовят доклады по истории шахмат. Практические занятия также разнообразны по своей форме – это и сеансы одновременной игры с руководителем, конкурсы по решению задач, этюдов, игровые занятия, турниры, игры с гандикапом и другое. Результаты работы определяются степенью освоения практических умений на основе полученных знаний. Критерии успешности определяются результатом участия учащихся объединения в соревнованиях различного ранга. Учебно-тематический материал по теории и практике шахмат излагается в развитии, частями. Связь между учебно-тематическими и практическими вопросами прослеживается через анализ собственных партий юного шахматиста. Каждую партию он не просто играет, а переживает. Методический анализ: самостоятельное комментирование или с тренером – основной путь совершенствования. Учить на практических партиях воспитанника – это значит решать его реальные проблемные ситуации. На уровне аналитической работы происходит: • процесс взаимного обогащения – тренер учит и учится сам от ученика; • понимание того, что нужно сейчас ученику (конкретно) для продвижения вперед. При этом необходимо учитывать индивидуальный темп развития, осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику. Юных шахматистов надо учить одному и тому же, но по – разному. Такой подход обеспечивает овладение важнейшими практическими навыками: умением объективно оценивать позицию, быстро и точно рассчитывать варианты, намечать наиболее целесообразный план игры. Методика обучения (формы, приѐмы) – постоянно разнообразные. 23 Метод упражнения. Подобранные упражнения представляют собой процесс анализа, решения или разыгрывания тематических позиций, которые подразделяются на следующие: • точные – теоретические; • типичные – классификация по стратегическим или тактическим признакам; • фрагменты из партий – различное игровое содержание; • этюды – аналитические, художественные. Моделирование тестовых упражнений направлено на развитие: • оперативной памяти; • оперативного мышления; • функции внимания; • восприятия; • оценочной функции. Формы и методы реализации программы: уроки; групповые занятия; индивидуальные занятия; игровая деятельность; конкурсы решения задач и этюдов; турнирная практика; разбор партий; работа с компьютером. Средства реализации программы: учебно – тематические планы; методические указания и методическое обеспечение программы; сборники задач; шахматная литература. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ На занятиях используются: шахматные часы – 11 штук; таблицы к различным турнирам; раздаточные материалы для тренинга; вопросники к контрольным занятиям и викторинам; словарь шахматных терминов; комплекты шахматных фигур с досками –10-15 штук. комплекты шашек с досками –10-15 штук. Книжные пособия 24 2.6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. В ходе учебного года список литературы пополняется. 1. Вирный А.Я. Немного о шашках, но, по существу. – М. ФАИР-ПРЕСС, 2005г. 2. Погрибной В.К. Шашки для детей. – Ростов н/Д, Феникс, 2011г. 3. Еланов В.Г. Сборник задач 1 часть. – ДДТ с. Кабанск. 2013г. 4. Еланов В.Г. Сборник задач 3 часть. – ДДТ с. Кабанск. 2020г. 5. Еланов В.Г. Сборник контрольных заданий. – ДДТ с. Кабанск. 2017г. 6. Федорова Н.Ю., Федоров М.Г. Основы шашечной игры. – Учебнометодическое пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2016г. 7. Журавлѐв Н.И. Шаг за шагом. – М.: «Русский Шахматный Дом», 2012г. 8. Михайленко Г.К. Знакомьтесь – шахматы! – М.: «Русский Шахматный Дом», 2013г. 9. Дорофеева А.Г. Хочу учиться шахматам! – М.: «Русский Шахматный Дом», 2013г. 10. Шерешевский М.И. Моя методика. От разрядника – к гроссмейстеру. Москва, 2017г. 11. Авербах Ю.Л. Школа эндшпиля. – М.: Терра-Спорт, 2000г. 12. Давыдюк С.А. Юным шахматистам: Комбинации, упражнения, партии. – М.: Полымя, 1998г. 13. Конотоп В.А., Конотоп С.В. Тесты по тактике для начинающих шахматистов. Краснодар: изд-во «Кубанькино», 2005г. 14. Конотоп В.А., Конотоп С.В. Тесты по тактике для шахматистов IV разряда. Краснодар: изд-во «Кубанькино», 2005г. 15. Конотоп В.А., Конотоп С.В. – Тесты по тактике 2003-2007г. 16. Гик В.Я. Необычные шахматы. – М.:Астрель, 2002. 17. Карахал Ю.И. Шахматы – увлекательная игра. - М.:Знание, 1982. 18. Костьев А.Н. Учителю о шахматах. - М,: Физкультура и спорт, 1986. 19. Пан В.Н. Сборник шахматных задач, этюдов, головоломок. - Донецк: 2004. 25 20. Славин И.И. Учебник-задачник шахмат. –Архангельск:тт. 1-7, Правда Севера, 1997-2000. 21. Давыдюк С.И. Hачинающим шахматистам. Упражнения. Партии. Комбинации. -Минск: Полымя, 1994. 26