Пояснительная записка Данная Образовательная программа (далее - Программа) – документ, определяющий направленность, объем, содержание и порядок организации образовательной деятельности в МАУ ДО «Хоринская ДЮСШ» (далее Учреждение). В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» обучение в МАУ ДО «Хоринская ДЮСШ» в 2021-2022 учебном году проводится по Дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам физкультурно-спортивной направленности (для спортивно-оздоровительных групп – весь период обучения) по видам спорта волейбол, легкая атлетика, футбол, вольная борьба, гимнастика, бокс, стрельба из лука, шахматы. Программа направлена на: - удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в занятиях физической культурой и спортом; - формирование культуры здорового и безопасного образа жизни; - обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военнопатриотического воспитания обучающихся; - выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности; - профессиональную ориентацию обучающихся; - создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения обучающихся; - социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе; - формирование общей культуры обучающихся; Обучение по общеобразовательным общеразвивающим программам осуществляется только на спортивно-оздоровительном этапе. Данная программа предусматривает несколько уровней освоения дополнительных образовательных программ по видам спорта, которые соответствуют спортивно-оздоровительному этапу подготовки: 1. "Стартовый уровень". Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы. 2. "Базовый уровень". Предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы. 3. "Продвинутый уровень". Предполагает использование форм организации материала, обеспечивающих доступ к сложным (возможно узкоспециализированным) и нетривиальным разделам в рамках содержательнотематического направления программы. Также предполагает углубленное изучение содержания программы и доступ к околопрофессиональным и профессиональным знаниям в рамках содержательно-тематического направления программы. На обучение по общеразвивающим программам принимаются дети от 5 до 18 лет, учащаяся молодежь до 21 года. Зачисление в ДЮСШ на обучение по общеразвивающим Программам осуществляется на основании заявления родителя (законного представителя) и медицинского допуска для занятий в спортивной школе. Отличительной особенностью спортивно-оздоровительного этапа является то, что продолжительность обучения охватывает весь период занятий детей в спортивной школе. В спортивно-оздоровительных группах осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку преимущественно оздоровительной направленности и овладение основами техники избранного вида спорта. Основной целью дополнительного образования в Учреждении является физическое воспитание и развитие личности, приобретение знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта; отбор наиболее одаренных детей и подростков, создание условий для прохождения обучения в области физической культуры и спорта, достижения высоких спортивных результатов в избранном виде спорта. Основные задачи: создание условий для развития массового детского и юношеского спорта; обеспечение повышения уровня общей и специальной физической подготовленности по видам спорта; укрепление взаимосвязей Учреждения с общеобразовательными школами района по вопросам организации массовой физкультурно-спортивной работы. Реализация образовательной Программы Учреждения предполагает: обеспечение повышения статуса физического и нравственного воспитания в образовательных учреждения; создание условий приоритетности физического и нравственного воспитания в процессе образования; привлечение максимально возможного числа детей к систематическим занятиям спортом; содействие всестороннему, гармоничному физическому развитию и укреплению здоровья учащихся. Сроки освоения Программы представлены в таблице: Этап подготовки Год обучения Спортивнооздоровительный Весь период Минимальная наполняемость группы 10 Оптимальное количество учащихся в группе 15-25 Максимальный количественный состав в группе 30 Максимальное кол-во учебных часов в неделю 4-6 Спортивно-оздоровительный этап - организация содержательного досуга и систематических занятий средствами физической культуры для достижения уровня здоровья и работоспособности, необходимых для подготовки к общественно-полезной деятельности и дальнейшим занятиям спортом. Форма обучения в Учреждении традиционная (групповая). Режим занятий детей в Учреждении N п/п 1. Направленность объединения Число Число и занятий продолжительн в ость занятий в неделю день Количество часов в год Физкультурно-спортивная 1.1. Спортивно-оздоровительные группы по видам спорта 2-3 1-2 по 45 мин. 108-216 Учебный год в Учреждении начинается, как правило, с 1 сентября. Если этот день приходится на выходной день, то в таком случае учебный год начинается в следующий за ним рабочий день. Продолжительность учебного года – 36 недель. В каникулярный период увеличиваются дополнительные образовательные услуги за счет соревнований и воспитательных мероприятий. Начало учебно-тренировочных занятий в Учреждении не ранее 8.00 ч, окончание – не позднее 20.00 ч, для обучающихся 16-18 лет до 21.00 ч. Расписание учебно-тренировочных занятий составляется администрацией Учреждения по представлению тренеров-преподавателей в начале учебного года с учетом создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся, пожеланий родителей (законных представителей), возрастных особенностей детей и установленных санитарно-гигиенических норм и утверждается директором. Перенос учебно-тренировочных занятий, изменение расписания производится только с согласия администрации и оформляется документально. Режим функционирования Учреждения устанавливается шестидневный. В воскресные дни, кроме (или вместо) основных учебно-тренировочных занятий по расписанию, проводятся соревнования, организуются выездные соревнования, воспитательно-образовательные мероприятия. Учреждение организует работу с детьми в течение всего календарного года, в том числе и в каникулярное время. В период школьных каникул занятия могут проводиться по специальному расписанию. 1. Учебный план. ГОДОВОЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Хоринская детско-юношеская спортивная школа» на 2021-2022 учебный год Содержание занятий Спортивно-оздоровительный этап Кол-во учебных недель Волейбол 36 Футбол 36 Вольная борьба 36 Бокс 36 Стрельба из лука 36 Легкая атлетика 36 Шахматы Гимнастика 36 36 Общее кол-во часов в неделю/ год 6/216 6/216 3/108 6/216 3/108 6/216 3/108 6/216 6/216 3/108 6/216 6/216 Оптимальное количество учащихся в группе кол-во групп кол-во обуч-ся 20 20 10 20 10 20 10 20 20 10 20 20 6 7 1 8 1 8 1 3 2 1 3 3 ВСЕГО: 120 150 170 170 60 50 60 60 840 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА Учебный план направлен на достижение основных целей дополнительного образования Учреждения. При разработке учебного плана учитывались материально – технические, региональные условия, кадровый состав, дополнительные общеобразовательные программы по видам спорта. Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы Учреждения разработаны в соответствии с п. 9 статья 2 Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с учетом «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. № 196). Каждая программа представляет собой нормативный документ, утвержденный педагогическим советом, и включает следующие структурные элементы: - титульный лист; - пояснительная записка; - учебный план; - методическая часть; - система контроля и зачетные требования; - перечень информационного обеспечения. Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы Учреждения направлены на физкультурно-спортивную деятельность по видам спорта: - бокс; - вольная борьба; - волейбол; - легкая атлетика; - шахматы; - стрельба из лука; - футбол; - гимнастика. Учебный план разрабатывается из расчета 36 недель занятий непосредственно в условиях спортивной школы. В целях оздоровления детей в летний период и дополнительной подготовки, тренеры-преподаватели занимаются направлением обучающихся в условия спортивно-оздоровительного лагеря, либо составляют индивидуальный план обучающихся на период их активного отдыха. Учебно-тренировочные занятия – основной элемент воспитательнообразовательного процесса, строится на доступном для обучающихся уровне, с реализацией индивидуального подхода, на основе знаний, способностей, потребностей детей. Содержание деятельности в группе определяется тренером-преподавателем с учетом дополнительных образовательных программ и учебных планов. Выбирая средства и методы обучения, тренеры-преподаватели отдают предпочтение развивающим методикам, учитывают индивидуальные особенности обучающихся, формируют устойчивые интересы и навыки самостоятельной работы. Часовая нагрузка распределяется согласно дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам с учетом возраста и дифференцированного подхода к каждому обучающемуся. Уровень недельной учебной нагрузки не превышает предельно допустимого. 3. Календарный учебный график - 1 сентября 2021 года Начало учебного года Количество учебных недель Окончание учебного года Продолжительность учебной недели Максимальная продолжительность одного тренировочного занятия (час) Количество тренировочных занятий в неделю - 36 недель - группы СОГ - 31 мая 2022 г. 5-6-дневная рабочая неделя. Тренировочные занятия в соответствии с утвержденным расписанием занятий СОЭ – 1-2 часа 2-3 Сдача контрольноапрель-май переводных нормативов (промежуточная аттестация) Направление обучающихся в Июнь, июль, август. условия спортивнооздоровительного лагеря, либо составление индивидуальных планов обучающихся на период их активного отдыха Участие в соревнованиях Сентябрь-август в соответствием календарным планом спортивных, спортивно-массовых мероприятий Прохождение медицинского 1. Осенний – сентябрь-октябрь обследования (получение 2. Весенний – март-апрель допуска к занятиям в 3. Перед выездом на основные старты ДЮСШ и участия в 4. Во время направления в летние лагеря соревнованиях) 4. Система диагностики обученности учащихся Система диагностики включает в себя следующие компоненты: 1. Предварительное выявление уровня знаний, умений и навыков обучаемых (в начале учебного года для Программ, рассчитанных на несколько лет обучения) для определения умений и навыков учащимися важнейших моментов содержания предыдущего года. Предварительная проверка должна сочетаться с компенсационным (реабилитационным обучением, направленным на устранение пробелов в знаниях, умениях и навыках). 2.Текущая проверка проводится тренером-преподавателем в процессе усвоения каждой изучаемой темы, при этом диагностируется уровень отдельных элементов Программы. Методы и формы проведения текущей проверки могут быть различны и зависят от таких факторов, как содержание учебного материала, его сложности, возраста, условия подготовки обучаемых, уровня и целей обучения, конкретных условий. 3. Повторная проверка должна быть тематической: параллельно с изучением нового учебного материала, учащиеся повторяют изученный. Повторная проверка способствует упрочению полученных знаний, умений и навыков. 4. Периодическая проверка знаний, умений и навыков обучаемых по целому разделу, или значительной теме курса. Цель такой проверки - диагностирование качества усвоения учащимися взаимосвязей между структурными элементами Программы, изучавшимися в разных частях курса. Главной функцией периодической проверки является систематизация и обобщение изученного материала. Методический аспект анализа результативности реализации образовательной Программы в ДЮСШ включает в себя анализ уровня и качества программы, на основании которых осуществляется педагогическая деятельность, также уровня профессиональной подготовки педагогов и используемых в образовательном процессе методов обучения. Основное внимание сосредоточено на критериях оценки деятельности тренера, по итогам контрольных посещений учебно-тренировочных занятий тренеров-преподавателей осуществляется анализ образовательного процесса. Показатели результативности образовательного процесса в ДЮСШ могут быть данные анализа динамики мотивации посещения тренировочных занятий. № п/п 1 5. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса Образовательная программа Методические пособия По боксу 2 По вольной борьбе 3 По волейболу 4 По легкой атлетике 5 По шахматам 6 По стрельбе из лука 7 По футболу 8 По гимнастике Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Бокс» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Вольная борьба» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волейбол» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Легкая атлетика» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматы» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Стрельба из лука» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Футбол» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Гимнастика. Фитнесс. Общефизическая подготовка» 6. Ожидаемые результаты реализации Программы Реализация образовательной Программы ДЮСШ предполагает: обеспечение повышения статуса физического и нравственного воспитания в образовательных учреждениях; создание условий приоритетности физического и нравственного воспитания в процессе образования; привлечение максимально возможного числа детей к систематическим занятиям спортом; приобретение навыков в организации и проведении самостоятельных занятий физической культурой и спортом; содействие всестороннему, гармоничному физическому развитию и укреплению здоровья учащихся.